Германо-польские межправительственные консультации были омрачены заявлениями польского президента Анджея Дуды о том, что Германия должна выплатить Польше репарации за Вторую мировую войну, пишет Tagesspiegel.
Официальная позиция Берлина, заключающаяся в отсутствии у польских требований правовых оснований, не находит понимания у Варшавы. Как отмечает Tagesspiegel, военные преступления нацистского режима все еще ощутимы – и не только в Польше. При этом ФРГ долго отказывалась принимать эту моральную ответственность.
Но с другой стороны, в случае Польши вопрос репараций должен идти рука об руку с вопросом территориальных перетасовок, имевших место быть между Россией, Польшей и Германией по окончании Второй мировой войны. Варшава называет "возвращенными" территории, принадлежавшие когда-то Германии, но она не имеет права умалчивать об этом обстоятельстве, требуя у Берлина компенсации за военный ущерб.
Действительно, если говорить о территориях, Польша по итогам войны в этом плане выиграла наибольшим образом. К Польше отошли части Пруссии, Силезии, Восточная Померания, Восточный Бранденбург, так называемый Вольный город Данциг. Уже в 1956 году при активном содействии со стороны СССР Польша получила еще один территориальный подарок в виде немецкого Штеттина, который превратился в Щецин.
Напомним, в августе этого года представители польского руководства уже выдвигали требования о репарациях к ФРГ. Тогда поляки отметили, что те выплаты, которые Германия уже осуществила, не компенсируют ущерб в полной мере.
"Нет правды в том, что Польша отказалась от причитавшихся ей немецких репараций. Отказалась от репараций не Польша, а Польская Народная Республика, бывшая тогда советской колонией. Причем отказалась от репараций не от всей Германии, а от репараций другой советской колонии – ГДР", – цитирует "Военное обозрение" министра обороны Польши Антони Мацеревича.
Как отмечает портал, тогда же польские оппозиционеры заявили, что с Берлина необходимо требовать никак не меньше полутора триллионов злотых. По нынешнему курсу это около 350 млрд долларов США. И это примерно две трети ВВП Польши.
"Польша – бедное государство, но мы не идиоты. Немцы сожгли нашу страну. Мы потеряли 50 лет. Я не собираюсь подводить Польшу к войне с Германией, я не хочу ухудшения отношений с немцами, но Германия должна усвоить: за разорение нужно платить. И только тогда мы будем говорить на равных", – утверждал представитель оппозиционного движения Польши Марек Якубек.