Когда вступительные грамоты подписали главы МИД Польши, Чехии и Венгрии, госсекретарь США Мадлен Олбрайт торжествующе воскликнула: "Хочу процитировать старинное среднеевропейское выражение: аллилуйя!". Торжество в Президентской библиотеке имени Трумэна в Канзас-сити 12 марта 1999 года – то есть 20 лет назад – было посвящено официальному приему трех упомянутых государств в НАТО, с чего началось активное продвижение альянса на восток. Это был первый шаг в направлении разжигания напряженности в отношениях с Россией.
Еще в начале 1990-х годов Польша, Чехия и Венгрия начали предпринимать усилия для вступления в НАТО. Варшава это стремление зафиксировала в Национальной оборонительной доктрине. Первым публично потребовавшим экспансии НАТО стал федеральный министр обороны Германии Фолькер Руге. В этом направлении он начал работу еще в 1993 году. Вначале министр иностранных дел Клаус Кинкель демонстрировал скептическое отношение к планам своих коллег из Министерства обороны, что позволяло ему с мнимым пониманием амортизировать протесты России, но скоро все изменилось, рассказывает Junge Welt.
Уже в 1995 году альянс взял четкий курс на прием новых членов на востоке.
НАТО игнорировал интересы безопасности России и обещания, которые альянс дал Москве в начале 1990 года. Тогда в обмен на согласие Советского Союза на включение ГДР в состав ФРГ ему было обещано не расширять НАТО на восток.
"Мы не принимали интересы России всерьез", – признался экс-министр обороны США Роберт Гейтс.
Позднее он пришел к выводу, что "было огромным достижением, когда Горбачев смирился с членством в НАТО ФРГ, которая увеличилась в размере за счет ГДР". Однако так быстро переходить к приему других государств, прежних союзников Москвы, "было ошибкой". Как самокритично признается Гейтс, Запад "очень плохо" выстраивал отношения с Россией.
Из России стали слышны предостережения – Москве придется формировать собственные военные союзы для создания противовеса.
Незадолго до предложения Польше, Чехии и Венгрии начать переговоры о вступлении в альянс, ему пришлось составить основополагающий акт Россия-НАТО вместе с Москвой. Его подписали 27 мая 1997 года. Это должно было стать успокоением Москве – но документ содержал массу ни к чему не обязывающих формулировок. То, что НАТО может поступать, как захочет, стало видно по хартии НАТО-Украина, подписанной 9 июля 1997 года и предусматривающей развитие сотрудничества между сторонами.
После первого раунда расширения на восток, встреченного возгласом "аллилуйя" госпожи Олбрайт, НАТО не остановился. Чтобы успокоить Россию перед вторым раундом, альянс создал в мае 2002 года Совет НАТО-Россия, чтобы затем 29 мая 2004 года принять сразу семь государств – от Эстонии до Болгарии. В 2009 году в НАТО приняли Хорватию и Албанию, в 2017 – Черногорию. В этом году – Македонию. Почти вся Южная Европа сегодня – в руках НАТО. Теперь Вашингтон замахивается на Украину и Грузию, но Берлин и Париж пока не дают зеленый свет.