На прошедших в Латвии выборах в Европарламент победу одержала партия "Новое Единство", набрав 26,24% голосов. У партии теперь два мандата. Раньше у партии было четыре места в Европарламенте.
"Они потеряли мандаты. Но можно сказать, что они сделали ребрендинг. Они, конечно, являются наследниками прежнего "Единства". Просто поменяли название, хотя, с другой стороны, довольно-таки большой провал, падение было на выборах в латвийский парламент. Поэтому можно сказать, что они все равно начали подниматься, и результат на выборах в ЕП – хороший результат для них. Особенно учитывая, что из латышских партий у них самая маленькая фракция", – отметил в беседе с Baltnews политолог Андрей Бердников.
Перед выборами в Сейм были прогнозы, что "Новое Единство" не сможет пройти в парламент.
"Потом они все-таки прошли с наименьшим количеством депутатов, в итоге стали премьерской партией – премьер от них. Сейчас они реабилитировались хорошо на этих выборах. Так что "Новое Единство" рано хоронить. Но если сравнивать с тем, что было в прошлые выборы в ЕП, потери, конечно, есть", – сказал эксперт.
Действительно, партия выступила значительно лучше, если сравнить с выборами в Сейм. С чем это связано?
"Я думаю, что здесь, во-первых, в латышской среде "Новое Единство" позитивно ассоциируется с образом евродепутатов. Здесь многие были их политикой недовольны, в том числе из-за экономических проблем, ведь партию считали партией власти. Напомню, была история с Солвитой Аболтиней, когда она стала очень непопулярным политиком. Были и внутренние раздраи: то какая-то пятерка откалывалась, то возвращалась назад, и это по их рейтингам сильно било", – отметил Бердников.
По его словам, евродепутаты в этой партии – довольно популярные люди.
"Нынешний успех получился, потому что они опять сделали ставку на популярных людей, которые были доступны для них. Например, Валдис Домбровскис все время с высокими рейтингами. Это образ умного латышского технократа, который почему-то многим нравится. Довольно блеклый идейно, но у него получается успешно работать. По крайней мере, в высших кругах Евросоюза, в том числе в Еврокомиссии, его воспринимают как достойного кандидата от Латвии. Латыши им гордятся", – сказал политолог.
Сандра Калниете, по его словам, – стандартный политик националистических взглядов "с европейским привкусом", что тоже нравится избирателям. "Новое Единство" поставило просто на очень правильных людей, уверен Бердников.
В то же время по списку "Нового Единства" проходили и непопулярные фигуры – например, лидер "вычеркиваний" Карлис Шадурскис.
"Он не популярен. Достаточно благодаря той же школьной реформе, которая включала в себя не тот же русский вопрос. Там многие школы страдали. Но эти две фигуры – Домбровскис и Калниете – были беспроигрышными. Это то же самое, что работает у русскоязычного избирателя с [бывшим мэром Риги] Нилом Ушаковым. На мой взгляд, они по типажу в какой-то мере даже схожи – Домбровский и Ушаков. И нашему обществу почему-то такие лидеры – технократы – нравятся. Не особо люди вникают и слушают заумные беседы об идеологиях, а как-то покупаются на образ успешных людей евроатлантического типа", – прокомментировал политолог.