Гитлер и его соратники ставили своей целью не просто сокрушить СССР, его экономическое и военное могущество, но и превратить наиболее обжитую часть его территории в гигантский придаток к "жизненному и экономическому пространству Великой Германии" путем прямого или косвенного включения практически всей европейской части страны в состав нацистского рейха, писала "Независимая газета".
В расчеты нацистских вождей входили колонизация и массовое заселение западных районов СССР немцами, для чего планировалось выселить или физически истребить значительную часть коренного населения этих территорий, а оставшихся лишить национальной самобытности и национального самосознания, онемечить их "наиболее пригодную в расовом отношении" часть, а "расово неполноценных превратить в послушных рабов немецких хозяев".
По планам гитлеровского политического и военного руководства, утвержденным еще задолго до нападения на СССР, всю советскую территорию предполагалось расчленить на отдельные образования, которые либо в открытую имели бы статус германских протекторатов с перспективой последующего прямого включения в состав "третьего рейха", либо, считаясь "самостоятельными", были бы практически полностью зависимы от Германии.
На время до "победоносного окончания войны" эти "национальные и географические единицы", как они именовались в берлинских правительственных канцеляриях, должны были существовать в форме "имперских комиссариатов" ("рейхскомиссариатов") во главе с "рейхскомиссарами" и их управленческими аппаратами, подчиняющимися непосредственно высшему руководству рейха.
В меморандуме специально назначенного для управления оккупированными территориями "уполномоченного по централизованному решению проблем восточноевропейского пространства", датированном 2 апреля 1943 года, перечислялись семь таких будущих "территориальных единиц", одной из которых должны были стать "Эстония, Латвия, Литва". Эти три республики сразу же после их оккупации немцами были объединены в рейхскомиссариат "Остланд".
"Прибалты – это низшие расы"
Генрих Гиммлер, Рейхсфюрер СС:
"…Латыши, литовцы и эстонцы – это низшие расы, в связи с этим обстоятельством необходимо обозначить степень отношения к этим народам".
"Мы в высшей степени заинтересованы в том, чтобы ни в коем случае не объединять народы восточных областей, а наоборот дробить их на возможно более мелкие ветви и группы. Что же касается отдельных народностей, то мы не намерены стремиться к их сплочению и численному росту, а тем более к постепенному привитию им национального сознания и национальной культуры".
"Двадцатилетний план должен включать полное онемечивание Эстонии и Латвии… Я лично убежден, что это можно сделать… Хуже обстоит дело с Литвой. Здесь мы в меньшей степени можем рассчитывать на онемечивание населения. Более того, нам следует разработать общий план колонизации этой территории".
"Уровень жизни местного населения должен быть максимально низким"
Из Меморандума совещания Германа Геринга, 8 ноября 1941 года:
"Долгосрочный план онемечивания "Остланда" не должен вести к общему повышению жизненного уровня всего живущего там населения. Привилегиями в этом отношении могут пользоваться только живущие и поселяющиеся там немцы, а также онемечивающиеся элементы… Необходимо сделать все для того, чтобы производить там как можно больше сельскохозяйственной продукции и поставлять ее в войска и в рейх… Новое будет заключаться только в том, что жизненный уровень местного населения должен быть максимально низким".
"Пригодный материал для онемечивания"
Предложение Фридриха Хассельбахера за 1941 год:
"Хотя латыши в большинстве по своей расовой субстанции представляют в общем и целом пригодный материал для онемечивания (преимущественно "нордический тип"), они по своему национальному складу обладают многими негативными чертами и поэтому требуют настороженного отношения к себе со стороны немцев. Они нуждаются в перевоспитании и до завершения процесса германизации ни в коей мере не могут приравниваться к немцам".
"Держать латышей на расстоянии"
Меморандум по теме обращения с латышами за 1942 год:
"При всей своей интеллигентности и при всех организаторских способностях латыши в политическом отношении являются незрелыми. Их политическую самостоятельность нужно с самого начала свести к минимуму. Латыши не способны подчинить свою жизнь другим идеалам, кроме как интересам своей выгоды. Используя это качество латышей, мы сможем легко манипулировать ими и тем самым препятствовать их национальному единению. До тех пор, пока не осуществлена ассимиляция, между всем немецким и латышским должна в этой стране проводиться резкая разграничительная черта. Немцы всегда должны держать латышей на расстоянии от себя… Важную роль в онемечивании латышей должна играть их армейская служба… Через десяток лет, а возможно и раньше, онемечивание латышей уже не будет составлять проблему… Высшим принципом обращения с латышами должно быть проведение последовательной линии".