22 июня 1941 года 291-я немецкая пехотная дивизия начала наступление на Лиепаю. Город оказывал сопротивление, даже когда Рига уже была взята немецкими войсками.
Лиепая стала целью немецких бомбардировок, поскольку она была расположена на берегу моря, где находилась база военно-морского флота СССР.
"Латвия, как и Белоруссия, – это была пограничная территория. Гитлеровцы атаковали их фактически одновременно. И Брест, и Лиепая – города-герои!" – рассказал Sputnik Латвия историк Игорь Гусев.
Историк Эрик Жагарс напомнил, что сведения об этих событиях стали достоянием общественности только в середине 60-х, хотя изучать их начали сразу после войны. Он отметил, что оборонялись не только флот и армия: активное участие в военных действиях также принимало гражданское население. Его слова приводит REGNUM.
Сейчас события тех дней восстанавливаются по воспоминаниям участников боевых действий, часто противоречивым. Поэтому, полагает Жагарс, "чтобы сделать картину событий более ясной, следует привлечь документы из немецких архивов".
По словам Игоря Гусева, оборона Лиепаи стала известна по одной причине – историей обороны латвийского города занялся историк Сергей Смирнов.
"Смирнов очень увлекся историей обороны нашей Лиепаи и уже стал собирать информацию. Проживи он чуть подольше, мы, скорее всего, узнали бы об обороне Лиепаи и тех, кто в ней участвовал, чуть ли не столько же, сколько о героических и трагических событиях в Брестской крепости", – сказал Гусев.
Героями в Латвии считают не тех: например, участники Рабочей гвардии в Латвии забыты, считает он.
"Зато героями тут считают так называемых национальных повстанцев. Их первый большой подвиг в Риге в первые дни войны был такой. Когда немцы стали теснить плохо организованные ряды защитников Риги, и те отступали через весь город – к Псковскому шоссе, на воздушном "Вэфовском" мосту "национальные повстанцы" выкатили пулеметы и стали стрелять им в спины", – заявил историк.
В случае победы Гитлера Латвии сейчас бы вовсе не существовало, заключил историк.
Героическая оборона
Первые дни противостояния показали, что Лиепая успешно справляется с обороной. 24 июня был уничтожен вражеский бронепоезд. Более того, советским пехотинцам удалось войти в занятый немцами город Гробиня, который находится неподалеку.
Немцам не удалось взять город к 25 июня, как планировалось по регламенту операции "Барбаросса". Задачей советских солдат было отстоять Лиепаю любой ценой, и уже 26 июня две колонны оборонявшихся смогли прорваться на север и восток.
С 28 июня начали ожесточенные уличные бои. Рабочие обороняли парк Райнис, старый город и предместья. Моряки отвечали за военную гавань. К вечеру 29 июня Лиепая была захвачена немцами полностью. Фашисты жестоко расправлялись с местными жителями, а евреи гибли от рук латышских коллаборационистов.
Всего при взятии Лиепаи фашистские войска потеряли пять тысяч человек. Потери Красной армии были в разы меньше – 706 человек.
Планам молниеносного взятия Лиепаи не суждено было сбыться. Немцам потребовалось целых семь дней из-за просчетов своего командования, а также отсутствия поддержки с воздуха.