Посольство России в Латвии оценило решение суда Видземского предместья Риги, приговорившего президента Института европейских исследований, доктора экономики и антифашиста Александра Гапоненко к полутора годам тюремного заключения условно и двум годам надзора по трем политическим статьям.
"Сегодняшний приговор известному общественному деятелю, публицисту, правозащитнику и борцу с проявлениями неонацизма в Прибалтике Александру Гапоненко – это вердикт самой латвийской фемиде, подтверждающий ее пристрастность и политизированность", – говорится в сообщении на странице посольства в Facebook.
"Жаль, что латвийские власти, так пристально следящие за соблюдением прав человека и свободы слова в других странах, откровенно пренебрегают ими в своем собственном государстве!" – подчеркнули в посольстве.
Напомним, Александра Гапоненко осудили по части 2 статьи 78 ("Разжигание национальной, этнической или расовой вражды"), части 1 статьи 80 ("Деятельность, направленная против государственной независимости, суверенитета, территориального единства, государственной власти") и части 1 статьи 81 ("Помощь иностранному государству в деятельности, направленной против Латвийской Республики") – речь идет о помощи России.
Преследование Гапоненко началось в ноябре 2017 года после того, как он подал иск в прокуратуру Международного уголовного суда о преследовании русских активистов в Латвии как "преступлении против человечности, совершаемом рядом членов правящей элиты".
На следующий год Гапоненко арестовали по обвинению в "попытке свержения власти и разжигании национальной розни", а затем, спустя два месяца, к обвинениям добавилась статья о "действиях в пользу иностранного государства".
Речь, в частности, шла о публикации в Facebook, в которой Гапоненко сравнил ситуацию в Латвии с 1930-ми годами, когда элита коренной нации "практически в полном составе перешла к немцам и с большой радостью принимала участие в уничтожении "неполноценных этнических элементов". Правозащитник отмечал в посте, что аналогичная история может повториться в ближайшее время, о чем свидетельствуют ежегодно проводимые в Латвии факельные шествия.