Вонь и горе у Балтийского моря: микрорайон около Рижского порта надеется на Европарламент

Рижский свободный порт

Андрей Солопенко

Больше, чем шум и вонь со стороны причала Рижского свободного порта, жителей рижского района Вецмилгравис утомило игнорирование ситуации профильными ведомствами – Инспекцией здоровья и Государственной службой окружающей среды.

Жители Вецмилгрависа долгое время страдают от шума Рижского свободного порта, причал которого находится буквально в трехстах метрах. А если прибавить к этому еще и едкую вонь от креозота, то невозможно даже представить, в каком состоянии находятся жильцы, решившие собирать подписи под петицией в Европарламент, надеясь, что давление этого органа исправит ситуацию.

Бывший зеленый район

По словам жительницы Вецмилгрависа Лидии Шмачко, район ее проживания всегда был очень зеленым и поражал приезжавших к ней знакомых чистотой воздуха.

"У нас с одной стороны – Кишозеро, с другой – река, вдоль которой как раз идет улица Мелдру, где я живу. Раньше тут недалеко был деревообрабатывающий комбинат, но он шумом никого не беспокоил. Там стояло небольшое одноэтажное здание, рядом был выход к реке на небольшой пляж, где жители Вецмилгрависа отдыхали с детьми", – поделилась она с Baltnews воспоминаниями.

Вид на озеро Кишэзерс из Межапарка
Вид на озеро Кишэзерс из Межапарка

Правда, после того, как близлежащую территорию вдоль реки в 2008 году отдали Рижскому свободному порту и в мае прошлого года буквально в трехстах метрах от ее дома заработал речной причал, спокойного житья у Лидии не осталось.

Причал эксплуатирует SIA Tolmets, занимающаяся погрузкой металлолома. Как рассказывает Лидия, грохот на весь район стоял такой, что окна открыть стало совершенно невозможно, да и груды этого металлолома высотой с трех-четырехэтажный дом глаз не радовали.

Лидия писала письма в Стройуправу, связывалась с Государственной службой окружающей среды, а также обращалась в Инспекцию здоровья, которая провела замеры по уровню шума. Оказалось, что он превышал допустимые нормы и днем, и ночью, так как перевалка металлолома проходила в том числе и в ночные часы.

"В ночных погрузках Инспекция здоровья отказала им категорически, и теперь с одиннадцати вечера до шести утра погрузки, вроде как, не происходят", – рассказала она.

Правда днем погрузка продолжается, и теперь к этим бедам добавилась жуткая вонь, так как фирма стала еще и сушить древесину, пропитывая ее составом креозота.

"Я делала запрос, чтобы провели проверку качества воздуха. Как мне сказали, что-то там нашли. Пока я жду акт, так что борьба моя продолжается. […] Порт построил стену, чтобы снизить уровень шума, но пока я не ощущаю его уменьшения. Шум разносится по всему району, и на моем третьем этаже грохот стоит такой, который доходит до 80 децибел, при норме днем в 64 децибела. Так что ничего хорошего не происходит", – заявила Лидия.

По бумагам – все нормально

После получения письменного заключения о превышении допустимого уровня креозота от инспектора, вдруг оказалось, что все в якобы находится в норме.

"По телефону мне инспектор сказал, что есть превышение, но, для получения письменного подтверждения мне нужно было делать запрос в Государственную инспекцию окружающей среды. Запрос я написала, но когда получила письмо, там было констатировано, что во время проверки никаких неприятных запахов обнаружено не было. Устройство показало, что интенсивность запаха была ниже предельно допустимой концентрации", – рассказала она.

Также в письме было сказано, что госинспекция получала много подобных запросов, но информация о наличии мешающих запахов не подтвердилась. Самое интересное: они написали в заключении, что жильцам предлагалось сообщать, если неприятные запахи будут и дальше ощущаться. При этом им посоветовали оценить продолжительность этих запахов и то, чувствуются ли они в помещении с закрытыми окнами.

"То есть, выходит, что если мы в квартирах задохнемся от этого запаха, то тогда можно будет звонить и жаловаться", – сделала вывод из ответа инспекции Лидия.

"Могу сказать, что этот едкий запах креозота мы до сих пор ощущаем. Доски, которые фирма вымачивает в креозоте, выставляются на просушку вдоль всей улицы Мелдру, прямо перед забором напротив жилого комплекса. И эта вонь идет постоянно. Сейчас они практикуют выкладывать эти доски на ночь и вечером. Когда выходишь на улицу, вообще задохнуться можно. Ведь от досок до дома 30 метров", – заметила жительница злополучного дома.

Она подчеркнула, что, согласно правилам Еврокомиссии, креозот – это токсичное и канцерогенное вещество, которое нельзя выпускать на рынок Евросоюза, если у компании нет на это разрешения:

"Креозот представляет собой смесь сотен различных соединений, которые вредны для окружающей среды и могут представлять угрозу для будущих поколений. Но напротив этого порта находится детский садик, где стояла такая вонь, что я даже не представляю, как там можно было находиться".

Надежда на европейское давление

Для получения информации о ситуации портал Baltnews обратился к депутату Рижской думы от "Русского союза Латвии" (РСЛ) Инне Дьери. Она рассказала о том, как так получилось, что буквально в нескольких десятках метров от домов образовалась промышленная зона, и какие действия предпринимаются для изменения ситуации.

По ее словам, задача депутатов Рижской думы от РСЛ как раз заключается в том, чтобы помочь жителям Вецмилгрависа избавиться от шума, пыли, грязи и других неудобств, которые подсунули им под окна жилых домов.

Латвийская общественница Инна Дьери
из личного архива Инны Дьери
Латвийская общественница Инна Дьери

"В период управления Ригой временной администрации было выдано разрешение порту Милгарвис осуществлять свою деятельность. При этом никто из принявших это решение не подумал о людях, все думали исключительно о бизнесе. То есть решение было принято без мысли о жителях близлежащих домов, которые вдруг внезапно в начале осени обнаружили, что у них под окнами находится промышленная зона. Активные жители микрорайона стали бить тревогу во все инстанции, в том числе обратились за помощью и к нам. И мы считаем, что эту ситуацию необходимо довести до всех уровней власти, как на местном – латвийском – уровне, так и на европейском", – указала депутат.

По ее словам, сейчас происходит общение жителей микрорайона с Инспекцией здоровья и Государственной службой окружающей среды. Также в курс этой проблемы введены и чиновники Жилищного департамента Рижской думы. Помимо этого, происходит сбор подписей жильцов под петицией в Европарламент.

"Уже собрано где-то 200 подписей, и сама петиция должна рассматриваться в Комитете по петициям Европарламента, скорее всего, в январе 2022 года. Тем самым люди хотят привлечь внимание к своей проблеме и на уровне Евросоюза", – заметила Дьери.

Она добавила, что это хороший шаг давления Рижскую думу: "К сожалению, Комитет по петициям не обладает полномочиями, с помощью которых в данном случае он может непосредственно воздействовать на думу. Однако этой петицией можно обратить внимание Еврокомиссии на некачественное содержание плана действий по уменьшению шумового загрязнения".

"То есть задача петиции – оказать давление на Рижскую думу, чтобы следующий план учитывал и интересы жителей Вецмилгрависа. Поэтому в петиции в том числе поднимается и вопрос отсутствия этой системы в целом, ведь та стена, которую после долгих напоминаний жителей все же построили, не дает необходимой шумоизоляции, чтобы люди могли спокойно находиться в своих домах", – заключила депутат.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме