По словам российского историка, нельзя провести четкую связь между подписанием советско-германского договора и началом Второй мировой войны.
"Если говорить о причинно-следственной связи, ее нет. Если говорить о каких-то еще связях, то, конечно, они есть, и они многообразны. Проблема в том, что люди, как правило, их не различают. Поэтому всегда требуются дополнительные усилия историков, чтобы объяснить эту тему более детально с опорой на имеющиеся знания", – считает эксперт.
"Гитлер, принимая решение о подготовке вторжения в Польшу (операция "Вайс" – прим. Baltnews), никак не ставил реализацию этого замысла в зависимость от наличия или отсутствия каких-либо договоренностей с СССР. Это было установлено, в частности, на Нюренбергском процессе, когда адвокаты Риббентропа не смогли использовать фотокопию секретного протокола к пакту о ненападении с СССР. Суд отказался принимать ее к рассмотрению", – отметил историк.
"В тех исторических условиях этот шаг означал выбор лучшего варианта действий из имевшихся на тот момент. С точки зрения народов Советского Союза и понимания, что война – это беда и ее необходимо избежать, на мой взгляд, любые дипломатические средства были в наших интересах. В этом смысле Сталин просто пытался оттянуть войну с Германией", – добавил Никифоров. Он пояснил, что действия СССР пошли вразрез с планами политических элит Латвии, Литвы и Эстонии, намеревавшихся в будущей войне попасть под протекторат нацистской Германии.
23 августа 1939 года СССР и Германия подписали межправительственное соглашение о ненападении. Этот документ стал последним в череде договоров о ненападении, подписанных в Европе перед Второй мировой войной.
Подписание пакта Молотова – Риббентропа стало следствием подписанного в 1938 году Мюнхенского соглашения, "политики умиротворения" Германии, которую проводили Англия и Франция, попыток Великобритании и Франции направить германскую агрессию на восток против Советского Союза.