Россия и ее граждане голосуют по изменениям в Конституцию. На самом деле историческое событие, ради которого стоило ждать все эти двадцать лет. Инициаторы обновлений учли весь накопленный опыт и нащупали самые проблемные места, точечно по ним ударив. Время для голосования выбрано отлично: в Америке хаос, в Европе кризис. Вмешиваться некому и некогда. Идеальная пора для принятия поправок, обеспечивающих будущее России на весь XXI век.
Некоторые изменения вносятся в отечественную Конституцию впервые в истории, и, как мне (автор Александр Филей – прим. Baltnews) представляется, после их принятия ящик Пандоры, открытый в начале 1990-х годов, можно будет благополучно заколотить. Будем надеяться, навсегда. Говорить о качестве поправок к Конституции можно много, предлагаю остановиться подробнее на двух изменениях.
Поправка о территориальной целостности России
На мой взгляд, особенно ценным вкладом в основной закон страны стала формулировка из части 21 статьи 67: "Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются". Ради нее одной можно было устроить общероссийское голосование.
Два века подряд Российская империя поступательно расширяла территории, включая в свой состав целые народы, гарантируя им покровительство и защиту от внешних врагов. Ни одной пяди земли русской не было потеряно во время правления императоров и императриц.
Исключение, пожалуй, составляет Петербургский договор 24 апреля 1762 года, когда Петр III своим единоличным решением вернул Восточную Пруссию с Кенигсбергом, честно завоеванную силой русского оружия в годы правления своей предшественницы Елизаветы Петровны. Это свело на нет достижения России в Семилетней войне и вызвало непонимание офицерской элиты. Возник заговор. Император Петр был свергнут с престола, а власть перешла к его супруге Екатерине. После этого никто из венценосцев отечественные наделы не разбазаривал. Екатерина Великая присоединила земли Великого княжества Литовского, Крым, Новороссию, Курляндию, установила протекторат над Грузией, а ее внуки и правнуки следовали в заданном фарватере.
После Октябрьской революции ситуация изменилась. Ленин остановил войну, подписав Брестский мир и отпустив в свободное плавание буферные государства, оказавшиеся в зависимости от союзников по Антанте. Некоторые из них (в частности, Латвию и Эстонию) он дополнительно снабдил исконными землями, суверенитет России над которыми насчитывал двести-триста лет.
Согласившись с независимостью прибалтийских лимитрофов, правительство Советской России дезавуировало историческую ценность Ништадтского мирного договора, трехсотлетие которого мы будем праздновать в 2021 году.
К тому же Эстония и Латвия безвозмездно получили в подарок от вождя мирового пролетариата те земли, которые ни один русский царь в страшном сне не передал бы супостатам. Эстония без особого труда получила богатые полезными ископаемыми правобережье Нарвы, запад Кингисеппского района и Печорский край, а Латвия обрела Пыталовский район с важным железнодорожным узлом.
Так северо-западные области Советской России в ущерб национальным интересам были обрезаны в пользу молодых и антисоветски настроенных республик Прибалтики. Впрочем, великого политика Владимира Ильича можно понять: он искренне верил в грядущий успех всемирной революции и не без оснований полагал, что народные массы в едином созидательном порыве сметут буржуазные правительства и провозгласят коммунистический строй. Иными словами – какая разница, кому принадлежат Рига, Ревель, Пыталово или Печоры, ведь скоро все границы падут под победоносным натиском интернационализма.
Увы, не сложилось. Все бывшие земли Российской империи от Финляндии до Польши тотчас попали в сферу влияния западных держав, а потом были отданы на откуп Адольфу Гитлеру, так что на рубеже 1930-х 1940-х годов уже Сталину пришлось отодвигать границы во избежание серьезных потерь, которые могли стать необратимыми. Так первый в истории России опыт суверенизации лимитрофов закончился не слишком удачно. Геополитические неточности неизбежно пришлось исправлять, чтобы спасать Москву, Ленинград и миллионы жизней советских людей.
Отдельного комментария требуют и решения Сталина наделить фашистский режим Антанаса Сметоны городом Вильно и Виленской области, включить Галицию, Волынь и Подолье в состав Украины и передать Польше бывшие восточные земли Германии за линией Одер / Нейсе. Впрочем, и Сталин взял на вооружение принцип нейтрализации острых этнополитических проблем путем предоставления странам-союзникам значительной материальной помощи и экономических преференций. Так ценой замирения неблагонадежных партнеров стали земли, включить которые в состав РСФСР на тот момент было больше исторических и правовых оснований.
Решение Никиты Сергеевича от 19 февраля 1954 включить исконно русский Крым в состав Украинской ССР носит исключительно волюнтаристский характер и не может быть объяснен законами логики государственного мужа.
А распад СССР и вовсе оказался возможным из-за того, что ни одна советская Конституция не оговаривала защиту территориальной целостности страны. И до сегодняшнего момента, до лета 2020 года ни один законодательный механизм в России не регулировал защиту неприкосновенности и неделимости территории России.
Ни одна формулировка в основном законе страны не предполагала запрета на отчуждение земель. Отсутствие в Конституции России упоминания о защите суверенитета и территориальной целостности порождало политическую нестабильность и открывало перспективы для геополитических катастроф.
Более того, в Конституции каждой из союзных республик СССР был заложен потенциал для будущего отделения. Статья 68 Конституции Латвийской ССР гласила, что республика является "суверенным социалистическим государством". В свою очередь, в статье 69 этой же Конституции утверждалось, что Латвия "добровольно вступила в СССР и сохраняет за собой право свободного выхода из него". Покажите мне хотя бы еще одну многонациональную страну, руководство которой оговаривало для своих территорий такого рода перспективы.
Наличие у каждой из союзных республик своей конституции, своих законов и своего гражданства (притом вопросы предоставления гражданства каждая из республик решала самостоятельно), своего высшего органа государственной власти (чаще всего Верховного Совета), своего правительства (Совета министров) и своего высшего судебного органа делало Советский Союз одним из самых демократичных государств мира. Но в то же время это создавало колоссальные риски для сепаратистского движения и наделяло геополитических противников СССР железными аргументами. Каждая из республик – Прибалтики, Кавказа, Средней Азии – обладала уже готовым набором для полноценного участия в "параде суверенитетов". Иными словами, у всех из них была своя полноценная форма государственности, с которой они и отправились в свободное плавание. Ящик Пандоры, увы, открылся слишком просто.
Эти изменения, касающиеся защиты суверенитета и собственной территории, – отправной пункт не только для политической, но и мировоззренческой эволюции. Они обеспечивают внешнюю и внутреннюю безопасность России фактически впервые в ее истории. Если кто-либо из преемников Путина захочет, например, рассмотреть вопрос территориальной принадлежности Крыма, Курил, Калининграда или Карелии, то он не сможет этого сделать, потому что в Конституции будет четко прописано табу на подобного рода действия.
Поправка об исторической правде
Чрезвычайно значимым обновлением является и пункт 3 статьи 671: "Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается".
Эта поправка на уровне высшего закона страны решительно перечеркивает все фантазии недоброжелателей по поводу того, что гитлеровская Германия и Советский Союз напали на весь мир. Некоторые профессиональные фальсификаторы на полном серьезе утверждают, что якобы Сталин развязал Гитлера, а с ним и Вторую мировую войну, потом сам на себя напал, попутно захватив пол-Европы и удерживая ее в ежовых рукавицах еще полвека. С этим наслоением пропагандистских мифов давно пора заканчивать.
Люди, пережившие начало 1990-х годов, помнят, какой разгул вседозволенности царил в СМИ того периода. Вся великая история переворачивалась с ног на голову. Коммунизм назывался фашизмом, патриотизм – великорусским шовинизмом. Ушаты грязи лились на отечественную историю, ниспровергались вековые концепты, дискредитировалось руководство СССР и Красная армия, сносились памятники выдающимся преобразователям России. На прилавки книжных магазинов хлынула сомнительная бумажная продукция, в которой предатели-перебежчики, получившие приют за океаном, вовсю очерняли свою Родину, в которой они состоялись как личности.
Сама декларация готовности обеспечить защиту исторической правды – это уже достижение. Раньше далеко не всегда было так. Советский Союз, строивший свою идеологию на принципах гуманного интернационализма, щадил чуткие души прибалтов и великодушно не напоминал местным партэлитам о тяжких преступлениях против человечности, не имевших срока давности, которые совершали карательные отряды в отношении граждан СССР как на территории оккупированной нацистами Латвии, так и за ее пределами – в Белоруссии и в России.
Более того, основная масса людей, приезжавших в Советскую Прибалтику из других республик, зачастую даже не догадывалась о подлинном размахе сотрудничества местного населения с нацистами. Все были воспитаны на удобоваримом тезисе о немецко-фашистских захватчиках. Иногда, правда, вскользь добавляли про пособников, но почти никто не задумывался над тем – а кем были эти пособники?
После отделения от СССР прибалтийские элиты взяли на вооружение антисоветскую доктрину и выступили в авангарде информационной войны против России, сформировав малый авангард русофобского фронта. Россия долго медлила и стеснительно не напоминала Латвии, Литве и Эстонии о зверствах, чинимых в Саласпилсе, Алитусе, Клооге, об участии латышских и литовских полицейских батальонов в карательной операции "Зимнее волшебство". Только недавно были рассекречены данные о преступлениях эстонских карателей в лагере для военнопленных и гражданских лиц в Моглино Тямшанской волости Псковского района, а массовые захоронения жертв были обнаружены только в июне 2020 года.
Данная поправка открывает для России возможность открыто и прямо говорить об ответственности целого ряда стран Европы в развязывании войны против СССР и, в частности, о совершенных европейскими добровольцами преступлениях, не имеющих срока давности и вполне подпадающих под определение этноцида и геноцида.
Это сравнимо с принципиальной и последовательной политикой Израиля, который криминализирует любые попытки оправдать, прославить или подвергнуть отрицанию Холокост и все, что с ним связано. Такой же криминализации могут быть подвергнуты попытки умалить подвиг советского народа, надругаться над памятью о Великой Победе или взвалить на СССР ответственность за военно-дипломатический сговор элит межвоенного периода, направленный против самого же СССР.
Это определение станет краеугольным камнем в формировании новой идеологии потомков победителей нацизма. Данное нововведение коснется напрямую официальных лиц Польши, Прибалтики и Украины, которые в настоящее время продолжают традиции фальсификации исторической правды и делают это публично и громогласно. Любое высказывание в стиле "СССР захватил – поглотил – оккупировал" будет считаться нарушением принципов Конституции России со всеми вытекающими последствиями.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.