В четверг, 24 февраля, президент России Владимир Путин заявил, что в ответ на обращение руководителей республик Донбасса принял решение о проведении специальной военной операции.
В разговоре с Baltnews научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко объяснил решение российских властей.
Защита населения
"Цель и мотивы названы ясно. На первое место ставятся гуманитарные аспекты. Имеется в виду обеспечение безопасности и жизнедеятельности жителей ДНР и ЛНР, которые находились под прямой военной угрозой. Мне кажется, это вполне очевидно и понятно", – отметил Оленченко.
По его словам, российская сторона предпринимала усилия подтолкнуть или побудить украинское руководство к прямым переговорам с ДНР и ЛНР для выработки решения, при котором было бы снято непонимание между ними и было бы найдено поле и возможности взаимодействия, но, к сожалению, нынешнее украинское руководство от этого уклонилось, заметил политолог.
"Более того, нынешнее украинское руководство сконцентрировало с очевидной целью достаточно большие объемы вооруженных сил, вооружения, и в общем-то не скрывало, что собирается военным путем восстановить свою власть над ДНР и ЛНР", – рассказал он.
"Поэтому украинская сторона не оставляла России выбора в том, что надо брать на себя ответственность по защите жителей ЛНР и ДНР", – подчеркнул Оленченко
Демилитаризация Украины
Вторая причина, по словам политолога, связана с масштабной милитаризацией Украины: "то есть происходило насыщение Украины оружием, оружием наступательного рода, оружием, которое несет разрушение и которое, как сами украинские власти утверждают, должно быть направлено против России".
"Здесь тоже России, наверное, не оставалось никакого пути – только самозащита путем нейтрализации этого вооружения, этой агрессивности", – объяснил он.
Денацификация Украины
"Третье – это борьба с национализмом на Украине, который превратился в агрессивность, который стал доминирующим и циничным. И этот национализм прежде всего был направлен против тех людей, которые считают своим языком русский, считают, что русские корни у них основные. Здесь тоже не было выбора у России. Необходимо было защитить тех людей, не оставлять же их на разгул для нациоаналистов", – указал Оленченко.
"По-другому это трудно себе представить. Я даже не знаю, какие альтернативные варианты должны были быть. Критики говорят о том, что надо было идти путем переговоров. Но в течение восьми лет Россия пыталась побудить всех к этим переговорам. Сколько надо было еще ждать – вопрос более чем риторический", – заключил политолог.