Хороший тендер, и конкурсы интересные. Что не так с латвийско-российской границей

Строительство забора на латвийсо-российской границе

При обустройстве границы Латвии с Россией и Белоруссией были допущены серьезные нарушения. Что об этом говорит Госпогранохрана?

Бюро внутренней безопасности на прошлой неделе задержало экс-главу Госпогранохраны Латвии Нормундса Гарбарса и главу правления строительной фирмы Igate Мариса Пейланса. Пограничники и строители подозреваются в серьезных нарушениях при обустройстве восточной границы Латвии. Именно Igate выиграла сорокамиллионный тендер на эти работы, уточняется в передаче Nekā Personīga на канале TV3.

Более десяти обысков было проведено в Погранохране, в офисе Igate и местах жительства должностных лиц во вторник, 3 сентября. Бюро внутренней безопасности искало доказательства в уголовном деле о преступлениях при обустройстве границы.

Следователи собрали документы, компьютеры, телефоны и карты памяти. Задержали четверых – бывшего главу Госпогранохраны Нормундса Гарбарса, заместителя главы управления вооружения, снабжения и технических ресурсов Госпогранохраны Улдиса Земмерса, главу Igate Мариса Пейланса и еще одного сотрудника фирмы.

На следующий день задержанных доставили в суд. Судьи постановили, что подозреваемые следствию мешать не будут, равно как и предпринимать попыток побега, поэтому всех их освободили в зале суда.

Гарбарс был главой Госпогранохраны с 2009 года. Этот пост он покинул в январе этого года – за два года до истечения срока полномочий.

Выгодный тендер

Госпогранохрана и Igate начали сотрудничать в 2015 году. Право строить границу с Россией компания получила в ходе конкурса. За 17,5 миллиона евро фирма должна была очистить двенадцатиметровую приграничную полосу, обновить канавы, построить кульверты, мосты и забор. Работы должны быть закончены до конца этого года.

В 2018 году Igate выиграла тендер на обустройство латвийско-белорусской границы. Для фирмы условия конкурса были максимально удобными. Закон о пограничной охране предусматривал, что у претендента должен быть опыт в установке десятикилометрового забора, укладке покрытия из щепы на площади 2,5 кубических метра и строительстве на природоохранной территории, стоимость которой составляет по меньшей мере 250 тыс. евро. Ни у одной латвийской фирмы такого опыта нет, кроме Igate, которая получила его во время обустройства границы с Россией.

Логично, что именно эта фирма победила в закупочном конкурсе. Но с учетом меньшей протяженности цена обустройства границы с Белоруссией была уже в два раза больше, чем с Россией. Заключили договор на 22,8 млн евро. Один мост стоил примерно 600-700 тыс. евро. На границе с Россией те же самые мосты обошлись примерно в 130 тыс. евро.

Пограничники и строители не нашли в этом различии ничего необычного – просто выросли цены на рынке.

"На российской границе цены складывались на основании общего соглашения 2014 года и цен 2014 года", – так в апреле этого года объяснил ситуацию глава Госпогранохраны Гунтис Пуятс.

TV3 выяснил, что для строительства четырех мостов на границе с Белоруссией был привлечен лишь один подрядчик. Ему досталась четверть из 2,7 млн. Остальное ушло фирме Igate.

Следователей также интересует мост, построенный на границе с Россией. Он не отвечает условиям договора, поскольку были использованы более дешевые материалы, и это не было закреплено в проекте. Однако строительство оплатили в объеме, предусмотренном договором.

Где лес?

Кроме того, в рамках уголовного процесса предстоит выяснить, куда делся срубленный на границе лес. В начале лета Бюро внутренней безопасности и Управление защиты природы заметили, что в Лидумниекской волости Циблского края на границе вырублена полоса шириной не 12 метров, а 50, а местами даже 80 метров. На большой площади убраны пни, земля вспахана и выровнена.

Ценные бревна вывезли. Деревья срубали в том числе в природных заказниках – там за такие действия предусмотрена уголовная ответственность. Защитников природы поразил масштаб ущерба. В одной лишь Лидумниекской волости вырубили лес минимум на 240 тыс. евро.

Реакция Госпогранохраны

Главу Госпогранохраны Гунтиса Пуятса расстроило задержание его предшественника и экс-начальника Гарбарса. Он сомневается, что у расследования есть основания.

"Еще рано говорить, что было совершено преступление. Есть версия обвинения. Но это начальная информация, мы не говорим о том, что уголовный процесс передан для уголовного преследования, что кого-то будут судить. У меня довольно большие сомнения в качестве расследования, проводимого Бюро внутренней безопасности", – указал Пуятс.

В отношении леса существуют разные версии. В июне Госпогранохрана уверяла, что ничего никуда не пропало – срубленные деревья размещены в хранилище. Когда исчезновением деревьев занялись Бюро внутренней безопасности и Госконтроль, начальник Госпогранохраны признал, что их часть все-таки вывезли.

"По информации Госпогранохраны, предприятие, которое оказывало услуги, вывезло известное количество леса, но эта информация у нас есть, и этот вопрос можно решить в частно-правовом порядке за счет удержания, возможно, соответствующей суммы. Это ответственность определенного поставщика услуг. Если он самовольно вывез лес с приграничной полосы, то указано, что должны быть созданы хранилища. Если поставщик услуг украл лес, это его ответственность", – заявил Пуятс.

 

Ссылки по теме