После восстановления независимости у Латвии появилось два варианта дальнейшего развития. Первый – продолжать поддерживать тесные связи с Россией, тогда республика могла бы спасти свою промышленность. Второй – вступить в ЕС и НАТО и терять производство. Латвия пошла по второму пути и от гордости латвийской промышленности остались только шпроты и трикотаж, пишет газета Latvijas avīze.
"С конца девятнадцатого века промышленность была гордостью Латвии, и в советские годы это не изменилось. VEF, RAF, Radiotehnika, Straume, Ogres trikotāža и латвийские шпроты знал весь СССР", – говорится в статье.
Стремительный спад производства во всех трех прибалтийских республиках начался после распада Советского Союза. В Латвии больше остальных пострадали заводы радиоэлектроники, производство упало до 14% от уровня 1990 года, а также производство бумаги (18%) и электротехники (22%). Относительно неплохо себя чувствовали полиграфия (88% от уровня производства 1990-го года) и металлообработка (68%). И единственная отрасль, где показатели даже выросли по сравнению с 1990-м, была деревообработка (+9%).
Чем объясняется такое стремительное падение объемов? Дело в структуре латвийской промышленности – товары предназначались для СССР. Экспорт составлял лишь 10%.
Латвийское производство концентрировалось на отраслях машиностроения, тяжелого машиностроения и электроники. В одном только производстве радиоэлектротехники были заняты более 50 тысяч человек. Это – больше десятой части всех занятых в промышленности. Отрасль практически перестала существовать после распада СССР. Нужно было закупать детали и материалы по мировым ценам. Конечный продукт выходил дорогим – поэтому проигрывал по цене товарам из Юго-Восточной Азии, а по качеству – технике мировых производителей.
Исчезли покупатели выпускаемой в Латвии военной продукции. То же самое произошло с бытовой техникой и вагоностроением. Все это было рассчитано на советские республики. Других рынков не обнаружилось. В этих условиях выжить смогли только предприятия, производившие продукты питания или другие простые товары, которые можно было отправлять на экспорт.