Летом Министерство здравоохранения Латвии готовило новые правила, согласно которым пациент сможет добровольно отказаться от реанимации. Теперь депутаты Сейма будут обсуждать возможность предоставления латвийцам права отказа от лечения в случае особо тяжелых проблем со здоровьем. Некоторые жители считают это первым шагом в сторону будущей легализации эвтаназии.
Петиция о необходимости узаконить эвтаназию появилась на портале общественных инициатив manabalss.lv два года назад. Инициатор сбора подписей за легализацию такого ухода из жизни Петерис Букс сам пережил тяжелую смерть бабушки. Мужчина вспоминает, как перед смертью ночью держал ее за руку, а она билась в агонии и утром умерла. По его словам, жестоко заставлять человека так мучиться.
Свободный выбор или кощунство: мнение жителей
Мнения жителей Латвии по поводу необходимости легализации этой процедуры разделились. Противники легализации эвтаназии считают, что это может привести к оказанию психологического давления на пожилых людей с тем, чтобы они соглашались фактически на самоубийство. Мысли об эвтаназии они считают кощунственными. Сторонники аргументируют свою позицию гуманными соображениями, подчеркивая, что в ряде стран эвтаназия признана правом человека на свободный выбор.
Однако и противники, и сторонники эвтаназии солидарны в том, что проблема сосредоточена не только в сфере медицины, но в большой степени касается и юриспруденции, и религии.
По мнению некоторых жителей Латвии, возможность прервать свою жизнь должна быть исключительно добровольной. Однако сбои в системе применения процедуры известны и в развитых странах. К тому же однозначной статистики о положительном опыте применения эвтаназии пока не существует.
"Я потерял сначала одного родителя, потом другого. Что касается меня лично, я не хочу умирать в таких муках, страданиях и бессилии. Я за эвтаназию. Человек волен выбирать", – поделился один рижанин.
"Очень сложно соблюсти законодательно интересы больного, если он находится в бессознательном состоянии, а решение принимают его близкие. Родственники тоже могут быть разные. Важно – правильно и грамотно прописать нюансы этого закона", – сообщил другой житель Риги.
"Я против, конечно, эвтаназии. У меня жена умерла в 2005 году. Это были мучительные боли, онкология. Кололи ей анальгин, и это плохо помогало, но несмотря на это, она все равно хотела жить как можно дольше", – рассказал третий рижанин.
"В Латвии, скорее, нужно говорить о вопросе хосписа и паллиатива. Когда люди долго лежат в беспомощном состоянии, требуют особого ухода или серьезного обезболивающего, когда человеку будет не больно, когда за ним будет осуществляться достойный уход, – тогда можно будет обсуждать вопрос эвтаназии, а пока это просто отчаянные попытки спастись от страшных мучений, которых не должно быть", – такое мнение высказала другая жительница Риги.
"Те люди, которые видели страдания своих близких людей, выступают за эвтаназию. Я видел и однозначно выступаю за легализацию эвтаназии в стране", – сообщил пятый опрошенный.
Церковь против
Церковь выступает категорически против эвтаназии, поскольку считает, что процедура нарушает Шестую заповедь – "Не убий". Представители традиционных конфессий говорят о том, что жизнь человеку дарована Богом, и только Он вправе ее забрать. Такую позицию разделяют и некоторые жители Латвии.
"Я однозначно против. Получается, что человек теряет надежду и веру. Это тяжкий грех. Жизнь дана человеку Богом, и только Он ее может забрать, все остальное – грех, убийство человека", – поделился своим мнением рижанин.
"Когда уходил мой отец, я молился, чтобы это произошло быстрее, так как хотел облегчить его страдания. Если государство не заменит лечение пациента эвтаназией, то я думаю, что это разумно. Я поддерживаю", – сказал один из опрошенных.
"Хорошая смерть" или паллиативная помощь?
Термин "эвтаназия" в переводе с греческого означает "хорошая смерть". Но может ли практика прекращения жизни по определению быть хорошей? С другой стороны, жизнь на грани смерти иногда бывает невыносимой.
История еще одного жителя Латвии Виестура Бунджа, скончавшегося от рака в 2017 году, это подтверждает. Мужчине удалось собрать 10 тыс. евро на проведение эвтаназии в Швейцарии, где эта процедура официально разрешена. Но когда деньги и документы были собраны, состояние здоровья не позволило ему перенести перелет в другую страну. Виестур скончался в Латвии. В интервью журналистам он говорил, что испытывал невыносимые боли и каждую ночь засыпал с надеждой, что не проснется.
Экс-министр здравоохранения Анда Чакша призывает не спешить с вопросом о легализации эвтаназии. По ее мнению, государству стоит сделать акцент на качественной паллиативной помощи.
Пока в Латвии существует только одно отделение паллиативного ухода за больными. Однако нынешний министр здравоохранения Илзе Винькеле заявила, что тема легализации эвтаназии рано или поздно придет в Латвию.
Многие эксперты говорят о том, что общество Латвии еще не созрело для легализации эвтаназии, но говорить об этом нужно, хотя и страшно, потому что речь идет о человеческой жизни.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.