Выздоравливающие алкоголики Латвии утверждают – от алкоголизма можно вылечиться, но нельзя навсегда избавиться от зависимости. Об этом говорят выздоравливающие алкоголики Латвии. За 2019 год ставки акцизного налога на алкоголь менялись дважды. Сначала они были повышены, затем понижены.
Теперь правительство приняло новое решение – с 1 марта 2020 года налог вновь повысится на 30%. В связи с этим у здания Сейма собрались протестующие алкоторговцы – жители Валки, Айнажи, Салацгривы и других самоуправлений, расположенных у границы с Эстонией. По их словам, в приграничных районах найти работу сложно, а при таком акцизе предприятия, торгующие алкоголем, обанкротятся.
Напомним, что до этого в ответ на эстонское решение о снижении акциза на 25% Латвия уменьшила ставку налога на 15%. Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш тогда заявил, что эстонцы поставили Латвию в неудобное положение и вынуждают ответить снижением акциза.
По словам президента Латвийского общества врачей (ЛОВ) Илзе Айзсилниеце, высокий акцизный налог затрудняет покупку спиртного молодыми людьми. Медики призывают политиков не снижать его, поскольку снижение будет способствовать чрезмерному употреблению алкоголя среди молодежи.
Конечно, можно долго спорить о том, кто первый начал "акцизную войну". Однако факт остается фактом – среди самых "пьющих" стран мира Латвия традиционно занимает лидирующие позиции. Согласно докладу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Латвия оказалась в десятке стран с наиболее высоким потреблением алкоголя на душу населения. Страна заняла седьмое место с показателем 11,2 литра на человека в год.
Алкоголизм – смертельная прогрессирующая болезнь, она подбирается незаметно и коварно. Проиллюстрируем эту мысль несколькими историями из жизни.
История №1. Неизлечимая болезнь
Алкоголик Андрей в завязке уже 17 лет. По его словам, выздороветь от алкогольной зависимости можно, а вот навсегда избавиться от нее не получится. Это как ангина – если ты оправился после болезни, то нет гарантий, что не заболеешь снова. Он вспоминает о том, как зависимость формировалась у него еще в школьные годы.
Безобидные пару бокалов для раскрепощения перед дискотекой превратили Андрея в запойного алкоголика, который видел галлюцинации и был на грани смерти. С горечью он рассказывает о том, что имеет личное кладбище из друзей, умерших от алкогольной зависимости.
Негативное влияние на здоровье человека – одна из причин, по которой Латвийское общество врачей выступает за ограничение употребления алкоголя. Кроме того, медики подчеркивают, что злоупотребление спиртными напитками провоцирует насилие в семье, жестокость среди молодежи и самоубийства.
История №2. Алкоголь как трамплин к наркотикам
Герой документального фильма "Через иглу" (2014) выздоравливающий наркоман Эдис вспоминает, как его зависимость от алкоголя постепенно трансформировалась в наркотическую.
"Каждый раз, когда меня кто-то будил и откачивал после передозировки, у меня был только один вопрос – зачем? Ну зачем… Опять эти муки, которые не заканчиваются. Я думал о том, чтобы умереть и прекратить все это", – делится он.
Он впервые попробовал наркотики в 14 лет, а после смерти матери окончательно потерял контроль над своей зависимостью. Сегодня он живет в трезвости, но во дворах своего родного Кенгарагса ему нередко приходится встречать тех, кем когда-то был он сам.
"Живу по-прежнему в Кенгарагсе. Очень часто приходится смотреть на знакомые лица в полусогнутом состоянии. Когда я вижу этих людей, они вызывают у меня сострадание и жалость. Я знаю, насколько это трудно. Большинство из них даже не хотят менять свою жизнь. Сегодня я обращаюсь к молодежи, делясь своим опытом, чтобы они не начинали употреблять, не пробовали. Я хочу, чтобы они думали о последствиях, о которых я не думал", – призывает Эдис.
Согласно наблюдениям Минздрава, потребление алкоголя в стране растет с каждым годом, вместе с тем растет и количество смертей, вызванных неконтролируемым употреблением спиртного.
История №3. Точка невозврата
Брат алкоголика Дениса погиб в пьяной драке. Мужчина, который не употребляет спиртное уже более трех лет, рассказывает о том, что его жизнь стала неуправляемой, он попал в тюрьму и в какой-то момент понял, что больше не хочет пить, но отказаться от употребления алкоголя был уже не в силах.
"Дно – это безвыходная ситуация. Когда ты уже и не хочешь пить, но не можешь отказаться. Ты уже не можешь передвигаться нормально, у тебя приобретенная алкогольная эпилепсия, если не опохмелишься, то можешь без памяти где-то упасть. Страх, переплетенный с жалостью к себе, с угнетенным состоянием, когда есть желание избавиться, но уже не можешь", – делится он.
История №4. Феномен тяги
Одной рюмки мало для алкоголика, а тысячи уже недостаточно, говорит Денис. Зависимый признается, что несмотря на годы воздержания, соблазн снова стать одержимым "зеленым змеем" велик – от срыва не застрахован никто.
"Снова начать пить для меня смерти подобно. У меня может быть срыв, но не уверен, что если это случится, мне хватит сил выкарабкаться из этого болота", – объясняет он.
История №5. Зависимость – лекарство с побочным эффектом
Алкоголизм нередко сопряжен с другими пристрастиями. Игроман Андрис долгое время был зависим от азартных игр и алкоголя. Он вспоминает, что зависимость начала формироваться у него еще во втором классе школы. В период отчаяния и безысходности у него были попытки самоубийства, но мысль, что еще есть шанс что-то исправить, спасла. Он осознал, что зависимость – это не болезнь, а обезболивающее. А болезнь, по словам игрока и алкоголика, это сама его жизнь.
"Для меня зависимость – это не болезнь. Это анестетик. Возникает вопрос, от чего лекарство? Что тогда болезнь? Болезнь – это моя жизнь. Она больна, я ее подлечивал. Например, голова у меня заболит – я выпью таблетку. И здесь то же самое. Сегодня моя жизнь приходит без анестетика. Это нелегко, но возможно", – рассуждает Андрис.
Эти люди сделали свой ежедневный выбор – быть трезвыми. Однако война с алкогольной зависимостью для Латвии, пожалуй, может быть страшнее эстонских акцизов и протестующих алкоторговцев.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.