Долгий путь в дюны евроинтеграции: как исполнялась заветная мечта Прибалтики

Европейцы мигрируют в более развитые страны Евросоюза
sputnik-abkhazia.ru

Михаил Захаров

Первыми покинув СССР в 1991 году, Эстония, Латвия и Литва пошли по пути целенаправленной интеграции в западное и европейское сообщество. С переменным успехом пройдя через многочисленные переговоры и реформы, они добились своего, вступив в ЕС 1 мая 2004 года.

Все началось, когда прибалтийские республики покинули СССР, а Европейская комиссия признала новообразованные стран Балтии. Восстановление независимости означало возвращение на карту Европы, но одновременно породило и многочисленные страхи. Многих терзал вопрос – смогут ли Эстония, Латвия и Литва удержать эту самую независимость? Местные политики сделали ставку на вступление в ЕС и НАТО, интеграция в евроатлантические структуры в рамках "возвращения на Запад" стала для них самоценным политическим приоритетом и единственным вариантом будущего.

Вскоре были подписаны первые договоры о торговле и экономическом сотрудничестве, затем Европейские соглашения об ассоциации, а в конце 1995 года страны подали заявку на принятие в Европейский союз. Однако должно было пройти еще несколько лет, чтобы Европейская комиссия дала оценку готовности стран-кандидатов к началу переговоров с Евросоюзом. Переговоры с Эстонией о вступлении в ЕС начались в 1998 году, а с Литвой и Латвией – в 2000 году. Официально же решение о завершении вступительных переговоров было принято на Копенгагенском саммите в декабре 2002 года.

Не сказать, что эти процедуры проходили легко для всех прибалтийских стран. Так, когда в 1997 году стало ясно, что ЕС запускает процесс расширения на восток, то оказалось, что имя Литвы не упоминалось в списке кандидатов.

Из-за затянувшейся перестройки социальной и экономической систем ей, как, кстати, и Латвии, пришлось в спешном порядке делать все, чтобы приблизиться к критериям Европейского союза. На подножку "европейского поезда" страны вскочить успели, но для этого пришлось "резать по живому". Брюссель же тогда прикрыл глаза на частые несоответствия необходимым требованиям вроде наличия многих элементов государственного регулирования в литовской экономике.

Ради долгожданного вступления в ЕС странам пришлось согласиться на противоречивые условия вроде необходимости для Литвы закрыть Игналинскую АЭС. Впрочем, они были готовы на все, тем более что Европа открыла кошелек для вновь вступивших стран. Возможность получить финансирование играла далеко не последнюю роль в стремлении стран Балтии быть ближе к Брюсселю. К тому же обещание европейской помощи часто звучало веским аргументом в заявлениях политиков о будущем стран.

Игналинская АЭС
Игналинская АЭС

Политики вообще не скупились на посулы: по их мнению, только в демократических рамках ЕС страны Балтии могли почувствовать себя политически состоятельными (и защищенными от влияния восточного соседа). Предполагаемое членство обещало стимулировать экономический рост и создание новых рабочих мест. На фоне турбулентности 90-х годов было притягательным и уверение в том, что экономика, встроенная в общеевропейское хозяйственное пространство, будет, наконец, функционировать стабильно. Впрочем, стремление присоединиться к Евросоюзу было велико не только у политиков, но и у многих граждан.

Их мотивы были просты и понятны – ратовавшие за ЕС надеялись, что после вступления в него они станут жить как в самых успешных европейских странах. Предприниматели рассчитывали, что после падения границ бизнес получит новые возможности. Русскоязычные граждане полагали, что Брюссель положит конец институту безгражданства.

Кому-то, в конце концов, пришлись по душе призывы проголосовать за европейский путь "для получения доступа к миллионам более сексуальных мужчин" – веская причина, как ни крути.

В целом, по отношению к ЕС население было настроено позитивно. Так, в Латвии за вступление в Евросоюз в сентябре 2003 года проголосовали почти 67% избирателей. Без учета русскоязычных неграждан, конечно, но все равно картина была достаточно понятной. 14 сентября на эстонском референдуме на вопрос "Поддерживаете ли Вы вступление в Европейский союз и принятие Закона о внесении изменений в Конституцию Эстонской Республики?" утвердительно ответили 66,8% голосовавших. Еще раньше, в мае того года, 9 из 10 литовцев поддержали членство в ЕС – 91% пришедших на голосование. Свою роль, конечно, сыграла массовая агитация населения, но, в целом, оппоненты вступления были в меньшинстве, а их кампании слабее организованы.

В сентябре 2003 года литовский Cейм ратифицировал договор о вступлении страны в ЕС, а в следующем месяце его примеру последовал Сейм Латвии. 21 января 2004 года вступление в ЕС было одобрено парламентом Эстонии. Во всех трех странах большинство депутатов проголосовало "за" – с подавляющим перевесом. После президентского одобрения препятствий на пути в европейское будущее уже не было. Десять лет назад, в 1993 году, мало бы кто мог поверить в столь успешное приближение интеграции в ЕС.

1 мая 2004 года в Таллине, Риге и Вильнюсе проходили официальные и общенародные мероприятия – там пышными торжествами отмечали вступление стран в Европейский союз.

Литовцы размахивают флагами на концерте, посвященном вступлению Литвы в ЕС, в центре Вильнюса, Литва, 2004 год
AP Photo / Mindaugas Kulbis
Литовцы размахивают флагами на концерте, посвященном вступлению Литвы в ЕС, в центре Вильнюса, Литва, 2004 год

Тогда же вместе со странами Балтии полноправными членами ЕС стали Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, Словения, Мальта и Кипр. Путь завершился, мечты исполнились – интеграция в ЕС была одной из ключевых политических и экономических идей развития прибалтийских стран, и теперь можно было говорить о политическом триумфе.

Не сказать, конечно, что присоединение к ЕС раз и навсегда решило проблемы прибалтийских государств. После 2004 года странам пришлось столкнуться и с оттоком трудоспособного населения, и с проблемами во многих отраслях национальных экономик, и с необходимостью принимать решения с оглядкой на Брюссель. Впрочем, желание войти в Евросоюз было столь сильным, что о "другой стороне монеты" как-то и не думалось. Последствия не заставили себя ждать – но в тот майский день было принято радоваться и рассчитывать исключительно на лучшее…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме