4 мая 1990 года была принята Декларации о восстановлении независимости республики. Член Политбюро ЦК КПСС и первый секретарь ЦК Коммунистической партии Латвии Альфред Рубикс хорошо помнит тот день и поделился с Baltnews своими воспоминаниями.
"Я выступал тогда на заседании Верховного Совета и говорил, что односторонне без переговоров с Советским Союзом это (принятие декларации – прим. Baltnews) не годится. Это было какое-то самовольство. Я всегда был против всего этого", – рассказывает он.
В Декларации о восстановлении независимости Латвийской Республики отмечалось, что СССР "оккупировал" Латвию в 1940 году. Было также восстановлено действие конституции 1922 года. В соответствии с ней вернулись политические, экономические и судебные институты страны.
Период до восстановления государственной власти Латвии де-факто объявлялся переходным до избрания Сейма Латвийской Республики. В переходный период высшая государственная власть принадлежала Верховному Совету.
"Это декларацию приняли затем, чтобы выйти из СССР. Если смотреть по конституции, государство может принять такой закон. Но если речь идет о конституции, значит, она должна быть утверждена. Но в конституции не было пункта о том, что в одностороннем порядке можно выходить. Но, конечно, выходили, потому что хотели нажиться".
Экс-глава латвийской компартии согласился бы с выходом из СССР, если бы в Латвии был проведен соответствующий референдум, однако не было этого сделано. Между тем в Центре поставили условие: если местные элиты хотят вывести республику из Союза, нужно, чтобы не было внутренних противоречий.
В 1991 году в ЛССР был организован референдум о независимости Латвии, однако вопрос, заданный гражданам, по мнению Рубикса, был задан с юридической точки зрения некорректно. Людей спросили: "Вы за демократическую и независимую Латвию?". 73,7% проголосовавших заявили, что "да".
"Но кто этого не хочет? Все хотят. Но за этим скрывалось то, что Советский Союз якобы диктует нам условия, нам надо отделиться, и тогда мы будем свободными. А я всегда им говорил, что они хотят не свободу, а уйти из-под защитного зонтика СССР и уйти под защитный зонтик НАТО. Так оно и случилось", – заключил он.