Латвийский генерал: прославление легионеров Ваффен СС пора оставить дома

Шествие легионеров в Риге, 16 марта 2019
© Sputnik

Вера Волкова

Экс-депутат Сейма Латвии от Национального объединения, политик и генерал Карлис Креслиньш рассказал Baltnews, как оценивает действия латвийской армии и главы ведомства Артиса Пабрикса в период чрезвычайной ситуации в стране.

Министр обороны Латвии Артис Пабрикс несколько раз заявлял о том, что в условиях чрезвычайной ситуации, латвийская армии по первому зову готова к участию в мероприятиях по сдерживанию распространения коронавируса COVID-19. 

"Сейчас всем государственным службам и учреждениям необходимо работать как единому организму, и вооруженные силы к этому готовы. Национальные вооруженные силы по первому же запросу готовы предоставить поддержку сферам здравоохранения и внутренних дел для сдерживания распространения COVID-19", – заявлял Пабрикс.

На вопросы Baltnews ответил экс-депутат Сейма от Национального объединения, политик и генерал Карлис Креслиньш. Он рассказал, как оценивает действия латвийской армии и главы ведомства Пабрикса в период чрезвычайной ситуации в стране.  

Карлис Креслиньш.
BaltNews.lv
Карлис Креслиньш.

– Г-н Креслиньш, исходя из опыта прошлых лет, насколько организованы со стороны правительства меры в случаях крупных ЧП и ЧС?

– Конечно, с подобным мы сталкиваемся впервые. Но если говорить об опыте прошлых лет, нужно выносить уроки. Я в свое время был в Швеции – это не страна НАТО, но там, например, в случае падения самолета привлекаются все: полиция, военнослужащие и потом уже решают какой уровень проблемы. Скажем, локальный или широкого масштаба. 

Например, у нас, когда у нас в Латвии произошла трагедия в "Золитуде" – обрушение крыши ТЦ, а также когда горел президентский дворец, премьер как глава центра кризиса должен был назначить ответственного руководителя на этот период. К примеру, мэра Риги или министра внутренних дел, но этого не произошло, поэтому все было разрозненно. Не хотелось бы повторений. Но сейчас в стране разрабатывается концепт всеобъемлющей защиты государства. Это база защиты государства в случае ситуации с вирусом, пожаром, наводнением. Осенью должны утвердить. 

– Пабрикс сказал, что армия готова помочь по первому зову в борьбе с коронавирусом. Пока нет необходимости военных привлекать?

– Кризисным центром руководит премьер-министр. В Кабинете министров должны решать, какие силы привлекать в случае чрезвычайной ситуации. Военные сейчас довольно условно, но помогают. Например, готовы строить палатки при необходимости. Закупили защитные маски. Также помощь пограничникам осуществляют военные на границе. Привлекаются отдельные батальоны и представители. Военные участвуют частично, но пока острой необходимости нет.

– Как главу Министерства обороны Артиса Пабрикса оцениваете на посту?

– В целом положительно. Но считаю, что слишком много политики, мало проработки военной составляющей в его деятельности. Военные вопросы тоже нужно прорабатывать. Нужно определить четче задачи Земессардзе. Сейчас получается, что они дублируют сухопутные войска. Когда мы не были в НАТО, мы надеялись только на свои силы, на свою армию, но теперь мы состоим в "умной обороне" Североатлантического альянса. 

Есть один командир литовских вооруженных сил, с которым мы обсуждали эту тему – коллективные вооруженные силы могут участвовать в территориальной обороне, а территориальные вооруженные силы не могут участвовать в коллективной обороне. Нужно Пабриксу четче определить действия и задачи Земессардзе. Определить их миссии. И отрегулировать это. Солдаты Земессардзе, возможно, могли бы более плотно помогать полиции, потому что не хватает ресурсов. 

Артис Пабрикс
Артис Пабрикс

– В прошлом году глава ведомства в публичной речи назвал легионеров Ваффен СС героями. Это было резонансное и болезненное высказывание для некоторых жителей страны. Должен ли министр обороны высказываться на такие неоднозначные темы?

– Я думаю, что люди, которые в политике должны быть очень аккуратными с тем, кого называть героями. Иногда молодые люди шли на службу не по доброй воле – это известно. Я считаю героями всех, кто воевал. Но также считаю, что форму легионеров носить никак нельзя.

Весь мир осудил фашизм. С какими бы намерениями человек не шел воевать, прославлять это сегодня не нужно.

Министру обороны нужно эти вопросы избегать, не комментировать. Может с друзьями за кружкой пива, но не публично говорить о таких болезненных вещах. Речи должны быть созидающими.

– Говоря о созидании. Экс-президент Латвии Вике-Фрейберга отметила отсутствие единства ЕС в борьбе с пандемией COVID-19, лидеры других стран ЕС также выражают обеспокоенность отсутствием солидарности в борьбе с вирусом. Говорят даже о возможном последующем распаде ЕС и НАТО. Какое у вас мнение по этому поводу? 

– На мой взгляд, нужно было всем странам объединяться в Единое европейское государство. Это было бы одно государство. Как в США. Например, отдельные штаты в Америке имеют больше свободы, чем отдельные государства в ЕС. В некоторых штатах Америки, например, разрешена смертная казнь, легализована марихуана, а в соседних этого нет. Отличия существенны. А у нас в ЕС регулы очень строго ограничивают свободу.

Что касается армии, то если бы было единое государство, тогда и вооруженные силы могли быть общие. Страны Европы были бы крепче.

Уже говорят об этом руководители и Франции, и Германии. Однажды мы с одним генералом Германии обсуждали, почему в Балтийском море есть флотилия Германии, Польши, Латвии Литвы.

Почему нельзя сделать один европейский флот сделать? Нужно объединять для укрепления. Сейчас это тоже сигнал, что происходит раскол из-за вируса. Выход Британии из ЕС – это тоже был сигнал в сторону раскола. Мое мнение: если ЕС хочет конкурировать с Америкой, Японией и Китаем, нужно быть сплочение, сильнее.

Ссылки по теме