Недавно премьер-министр Кришьянис Кариньш заявил, что Латвия на международной арене больше не "младший брат". По его словам, теперь к стране прислушиваются и учитывают ее мнение. В интервью Baltnews экс-депутат Сейма от Национального объединения, политик и генерал Карлис Креслиньш рассказал о том, действительно ли Латвия стала взрослее.
– Г-н Креслиньш, как вы оцениваете заявление премьера о "младшем брате"? Латвия действительно стала старше?
– Премьер хочет, чтобы его отметили. Хочет быть тем человеком, который поднял Латвию на новый уровень.
Ну, давайте посмотрим, что будет с гражданкой Латвии, которую Дания собирается выдать ЮАР. Это будет плевком в лицо Латвии. Это очень показательная история, демонстрирующая то, прислушиваются к Латвии или не прислушиваются. Она защищает своих детей, а вынуждена будет сидеть в тюрьме. Посмотрим, на что способны наши политики, и какое влияние есть у Латвии. И кто здесь младший, а кто старший?
Нужно судить по делам. Например, в Европарламенте есть депутаты, за которых говорят их дела. Например, Роберт Зиле был в ЕП, его там хорошо оценивали и, скажем, Валдис Домбровсис, который не проявил себя.
– Президент Латвии Эгилс Левитс недавно сказал, что премьер Кариньш вытащил Латвию из болота. Так ли это, на ваш взгляд?
– Ну, посмотрим из какого болота нас вытащил премьер-министр. Посмотрим, как у нас экономика пойдет. Если посмотреть на экономическую ситуацию в Латвии, то мы, скорее, не выходим из болота, а вязнем в нем. По факту – мы в болоте. Но красиво говорить умеют. Если коммунальные платежи у людей станут ниже, благосостояние улучшиться, тогда можно говорить о выходе из болота. Но пока этого наблюдать не приходится.
– Что касается возможного улучшения благосостояния, то недавно Кариньш посетил Белоруссию, которая выразила желание расширять сотрудничество с Латвией. Насколько история этих взаимоотношений может быть перспективной?
– Президент Белоруссии, конечно, молодец. Это поразительно, как за столько лет он все время находит способы выжить. Латвии, конечно, не нужно отворачиваться от возможности поддерживать выгодные добрососедские отношения.
Учитывая, что у нас сейчас крупные сокращения на Латвийской железной дороге – полторы тысячи сотрудников остались без работы, сократился транзит через латвийские порты. Если будет транзит из Белоруссии – нужно использовать.
Тут мы снова возвращаемся к тому, насколько Латвию в целом уважают, прислушиваются и готовы к сотрудничеству. Если у нас в стране вводятся санкции от других стран в отношении наших граждан, закрываются банки, я бы не сказал, что это вызывает большое уважение к Латвии на мировой арене.
– Перспективы контакта с Белоруссией по поводу нефти и газа появились из-за российско-белорусского энергетического конфликта. Отношения России и Латвии – какой вектор развития вы видите?
– Сложно сказать. Для России, конечно, Латвия – небольшая единица. Руководителям в России важно поддерживать отношения с крупными европейскими странами. Латвия не является ключевым геополитическим игроком, поэтому отношение нейтральное. Конечно, России не хочется с Латвией ссориться – с соседями лучше дружить.
– Насколько, на ваш взгляд, сегодня в Латвии велико влияние США? Нередко именно Америку называют "старшим братом".
– Американское влияние в Латвии большое. В США – свобода одного Штата больше, чем в ЕС свобода отдельной небольшой страны. У нас идет очень сильное регулирование из ЕС, с другой стороны – США вмешиваются. Например, в финансовую систему. Конечно, они и помогают. Скажем, сейчас помогли купить вертолеты и так далее.
Но в том же время, учитывая, что президент США Дональд Трамп бизнесмен, он понимает, что после покупки начнется эксплуатация, необходимо будет закупать детали у тех же американцев. А военные экипировки и оружие – это самый большой бизнес в мире. США тут впереди. В общем, помогая в чем-то Латвии, Америка действует в интересах своей страны.
– Насколько Латвию можно назвать самостоятельной, может ли она позволить себе не согласиться с США по тем или иным вопросам, не послушаться, не поддержать решения?
– Латвия практически не может позволить себе не согласиться с Америкой. Мы находимся в НАТО, поэтому мы должны подчиняться. Высказать свое мнение-то можно. Но решение будет таким, каким большие дяди скажут. Такая судьба небольших стран.
Посмотрим на эту ситуацию с другой стороны. Вот мы начали со слов премьера о том, что Латвия больше не младший брат и к ней прислушиваются, но способны ли внутри Латвии услышать общественное мнение? Мы видим протесты учителей и медиков. Правительство обещало поднять им зарплаты и обмануло их. Люди вышли на митинги и так ничего не добились. Поэтому для того, чтобы к Латвии стали прислушиваться и перестали считать ее младшим братом, она сама должна начать прислушиваться к себе, к своим жителям и заботиться о них.