На выборах в Рижскую думу шансы растут только у Нацобъединения и Русского союза Латвии

Выборы в 13й Сейм Латвии

Андрей Солопенко

Тема: Перевыборы в Рижскую думу

Что можно ожидать от грядущего голосования в Рижскую думу, какой может быть явка избирателей, а также насколько грамотно некоторые партии выбрали своих локомотивов, в интервью Baltnews рассказал политолог Нормундс Гростиньш.

Центральная избирательная комиссия Латвии официально объявила дату внеочередных выборов в Рижскую думу, тем самым дав старт предвыборной кампании. Что можно ожидать от грядущего голосования, какой может быть явка избирателей, а также насколько грамотно некоторые партии выбрали своих локомотивов, в интервью Baltnews рассказал политолог Нормундс Гростиньш.

– Г-н Гростиньш, что могут принести Риге грядущие выборы, которые, как уже было объявлено ЦИК, официально должны пройти 29 августа?

– Эти выборы однозначно поменяют в Риге власть, которая не менялась уже десять лет. Это можно прогнозировать на 200%. На прошлом голосовании в 2017 году "Согласие" и "Честь служить Риге" (ЧСР) шли одним списком при абсолютно тепличных условиях. У них было огромное финансирование, и, как оказалось, через Агентство по туризму они оплачивали и немецких консультантов, получавших огромные деньги.

Кроме этого, тогда еще не всплыли многочисленные коррупционные схемы, но при всех этих явно благоприятных условиях они получили лишь неполный 51% голосов и потеряли 7 депутатских мест. То есть правящая коалиция в Риге заручилась поддержкой только 32 депутатов из 60, а значит, смогла обеспечить себе шаткое большинство, но не долгосрочную стабильность. И как только под давлением расследований, начатых силовыми структурами, Нил Ушаков решил сбежать в Брюссель, так вся конструкция в столичной Думе и распалась.

Политолог Нормунд Гростиньш
© Sputnik
Политолог Нормунд Гростиньш

Судя по всему, после его ухода в муниципалитете не получилось поделить сферы влияния, и бывшие союзники решили идти на выборы отдельно. Так что сейчас на этот электорат претендует уже не только "Согласие", но и ЧСР под лидерством Олега Бурова, с которым у Нила Ушакова публичный конфликт. Вспомним, какими нелицеприятными словами они называли друг друга в прессе, и, честно говоря, я не знаю, как после выборов они смогут находиться в одной коалиции.

Также на те же самые голоса засматривается и "Альтернатива", куда вошли исключенные из "Согласия" четыре депутата. Еще, как показывают рейтинги, хорошие возможности для прохождения в Думу имеет Русский союз Латвии (РСЛ). У них имеется сильный кандидат в мэры Мирослав Митрофанов, бывший депутат Сейма и Европарламента. В связи с этим, исходя из сегодняшнего дня, я прогнозирую, что РСЛ пройдет в Думу, а значит, заберет голоса у "Согласия", которое уже не будет такой большой фракцией, как раньше.

Мирослав Митрофанов
© Photo : LKS / Vitaly Drobot
Мирослав Митрофанов

– Получается, что "Согласие" не сможет найти себе партнеров, чтобы сохранить власть в Думе?

– Думаю, в таком случае им придется договариваться со многими, что может создать большие трудности, ведь у других партий явно появятся вопросы Ушакову и [Андрису] Америксу в связи с их работой в Думе. Я считаю, что именно поэтому они оба остались в Брюсселе, надеясь хоть на какой-то иммунитет. Да, "Согласие" в Думу пройдет, но сможет ли оно быть в коалиции? Я сомневаюсь. Ведь у него не только конфликт с Буровым, но и правительственные партии выступают против совместной работы с "Согласием".

Хотя есть еще одна партия, собирающаяся пройти в Думу, – это Союз "зеленых" и крестьян (СЗК). Они ведут интенсивную кампанию и вкладывают в нее деньги, хотя вообще-то раньше они не обращали большого внимания на Ригу. Очевидно, у них были какие-то договоренности с Ушаковым и они ему не мешали. Они оттягивали латышский электорат, но их кампания была настолько слабой, что было видно – в Думу они не пройдут, да и не особо стремятся.

Нил Ушаков и  Олег Буров
BaltNews.lv
Нил Ушаков и Олег Буров

То есть их цель была распылить латышские голоса, действуя в интересах "Согласия", а не борясь против него. Хотя проблемных мест в городе, на чем можно было сделать грамотную кампанию, было предостаточно. Та же оплата общественного транспорта, где половина стоимости уходит на обслуживание системы э-талонов. Как там распределяются эти деньги, сложно сказать, но заметно, что лидеры партий покупают себе новые машины. Еще интересно, что в Таллине, где система примерно такая же, она оказалась в десять раз дешевле. И на что у нас потратили десять миллионов, там заплатили один.

Возвращаясь к СЗК, думаю, он мог бы стать возможным партнером "Согласия", особенно в связи с тем, что жена Айварса Лембергса была устроена на работу в Рижский свободный порт. Видимо, это был один из элементов сделки между партиями. Очевидно, что отношения между ними хорошие, и они могут договориться. Тем более что в парламенте СЗК вместе с "Согласием" находится в оппозиции, ну и если нынешние правящие политические силы не хотят брать их обоих в правительство, то почему бы им не сдружиться в Рижской думе?

Айварс Лембергс
Айварс Лембергс

Однако я не думаю, что у них на двоих хватит достаточно голосов. Так что нужен кто-то еще, а остаются тот же Буров и Русский союз Латвии. Про конфликт с Буровым я говорил, да и, как известно, у РСЛ с "Согласием" тоже не самые благоприятные отношения. Поэтому, даже если у них на четверых и будет больше половины мест в Думе, однозначно утверждать о возможности создания коалиции я бы не стал.

– То есть выходит, что власть в Риге перейдет к нынешним правительственным партиям. Но смогут ли они создать коалицию?

– Там тоже есть проблемы. С высокой степенью вероятности можно утверждать, что KPV LV, выставившее своим кандидатом бывшего министра экономики Ральфа Немиро, не пройдет в Думу. Их электорат сильно разочаровался в этой политической силе, и сейчас главный вопрос, за кого он будет голосовать, или же вообще не пойдет на выборы. Да и у других партий не самые ясные позиции. На мой взгляд, их результат будет зависеть от активности, то есть чей электорат больше дойдет до участков.

Притом на позиции правительственных партий явно окажет влияние и ухудшающаяся экономическая ситуация. Население о них начинает думать все хуже и хуже, хотя, с другой стороны, чиновники, как правило, голосуют за то же, теперь уже "Новое Единство".

И так как эта группа людей не такая и маленькая, то их голосов вполне хватит, чтобы обеспечить прохождение этой партии. Так что сформировать свою не сильно большую фракцию им точно по силам.

Проблемы есть и Новой консервативной партии, решившей все же сменить лидера списка. С одной стороны, это логично, ведь выдвигать Юриса Юрашса – человека, находящегося под следствием, все же не следует. Да и я говорил про жену [Айвара] Лембергса, но не секрет, что в порту работала и жена Юрашса, правда, с зарплатой в два раза выше. Все это, естественно, снижает его популярность, поэтому, думаю, и было принято решение его заменить.

Линда Озола и "картонный Юрашс" в Сейме
Линда Озола и "картонный Юрашс" в Сейме

Правда, и у нового кандидата Линды Озолы есть минусы – во время визита в Турцию она начала восторгаться вторжением Турции в Сирию. Да, потом она свой твит удалила, но этот момент не остался незамеченным. Ведь оказалось, что от турецких ударов пострадали сирийские христиане, и неизвестно, как консервативный электорат отнесется к этой новости.

В свою очередь "Для развития/ За!" выдвинула кандидатом в мэры Риги своего депутата Сейма Мартиньша Стакиса. В парламент он пришел из предпринимательской среды, так что определенный управленческий опыт у него имеется.

Но один из принципиальных вопросов для этой партии – легализация однополого партнерства, с чем не согласна значительная часть нашего общества. И здесь тоже не ясно, как на это могут отреагировать избиратели, и, соответственно, сколько мест в Думе достанется данному списку.

Поэтому говорить сейчас о том, какая будет коалиция, или же кто может возглавить Думу, я бы не стал. Но одно могу сказать точно: Дума будет очень фрагментированной. Там не будет как раньше одного крупного блока и нескольких мелких. Нет, в этот раз в Рижской думе может оказаться до восьми разных фракций, и как они станут между собой договариваться, окажется очень интересным зрелищем. Так что я бы не исключал варианта, что должность мэра может получить партия, у которой четыре-пять мест, как имеющая "золотую акцию".

– В таком случае какой может быть работа Думы?

– Работа Думы изменится, у правящих не будет возможности создать, как при "Согласии", Агентство по туризму с бюджетом 20 миллионов, но потраченного на разные поездки и подарки.

Кроме этого, у Риги отобрали порт. Если раньше Андрис Америкс мог совершенно законно заработать миллион евро, просто будучи членом правления порта, то теперь такие бонусы закончились. Думаю, что возможные спонсоры не будут заинтересованы давать большие деньги на кампанию, так как они не понимают, как смогут получить их обратно.

– Как это отразится на активности избирателей?

– Кампания, на мой взгляд, может оказаться не сильно активной. Да, парламентские партии станут тратить полученное государственное финансирование, но в привлечении людей на участки им придется постараться. Ведь этот закон о госфинансировании впервые сделал разумной тактику бойкота.

У жителей Латвии появилось реальное средство, как можно насолить партиям, – не пойти на выборы, потому что финансирование рассчитывается от количества голосов, в том числе и на местных выборах. Тем самым если за партии голосов будет отдано меньше, то и средств они получат тоже меньше.

Хотя в целом я бы не стал утверждать, что активность избирателей должна сильно упасть. Естественно, на нее повлияет негативная экономическая ситуация, которая к августу будет еще хуже. Однако она может выразиться как в бойкоте, так и, наоборот, в более активном участии на выборах. Но, чтобы люди пошли голосовать, они должны увидеть конкретные, ясные и понятные предложения от партий. В таких ситуациях в Восточной Европе обычно выигрывают политические силы с четкой идеологией, и в случае Латвии это Национальное объединение, шансы которого могут возрасти. Ну, и Русский союз Латвии.

Ссылки по теме