Информация не для всех: в Латвии пытаются "закрутить гайки"

Архив
РИА Новости

Ведущий радио Baltkom Вадим Радионов оценил инициативу министра юстиции Яниса Борданса об ограничении доступа к информации регистра предприятий.

Латвийское правительство наступает на свободу слова. Новая инициатива министра юстиции Яниса Борданса нашла отклик у большинства депутатов Сейма. Борданс предложил внести поправки к закону "О Регистре предприятий Латвийской Республики", которые подразумевают ужесточение требований к журналистам, которые хотят получить доступ к непубличной части регистра.

Суть в том, что в будущем любой журналист должен будет предоставить заключение от директора аккредитованной в Латвии программы высшей школы по коммуникационным наукам о том, что "его журналистская работа в течение трех последних лет представляла собой журналистские расследования и осуществлялась в соответствии с хорошей практикой журналистских расследований".

Информация в регистре будет разделена на две части – публично доступная и публично недоступная.  Чтобы добраться до по-настоящему важной, публично недоступной части, придется платить и каждый раз объяснять, зачем запрашивается информация.

Потенциальные изменения по объективным причинам восторгов у журналистов не вызывают. Это не только чревато дополнительными сложностями в работе журналиста, но и законный способ ограничить доступ к информации. Своими мыслями на этот счет поделился с Baltnews ведущий радио Baltkom Вадим Радионов. Инициативу Борданса он оценивает негативно.

"Изменения, которые пытается внести господин Борданс, конечно, усложнят работу журналиста. Кроме того, подразумевается еще целый ряд факторов, когда журналистов можно не допускать к информации абсолютно легально. Соответственно, в данном случае можно усмотреть попытку препятствия журналистской работе, только это пытаются оформить юридически корректно".

На самом деле это довольно серьезное ограничение, которое при вступлении в силу усложнит работу, отметил Радионов. Сама инициатива вызывает вопросы ввиду недоработки:

"Что значит оценка? Занимается журналист исследовательской деятельностью или непосредственно журналисткой работой, какая здесь грань и какая разница и почему этот журналист не получает уведомления, что он исследователь, что не может получить информацию, которая до этого была открыта для журналиста. Конечно, очень много юридических нюансов".

Все это наводит на определенные размышления о том, что истинная причина, по которой Борданс занялся продвижением этой инициативой – желание контролировать распространение определенной информации, из чего следует очень простой вывод.

"Я рассматриваю это как попытку ущемления свободы слова, как попытку препятствия журналистской работы, раз таким образом власть пытается "закрутить гайки". Мы наблюдаем, что представители властных структур в последнее время менее охотно работают с журналистами. Есть небольшой откат в не совсем благоприятную сторону для журналистов, что не очень правильно в стране, которая себя позиционирует как демократическая. Напомню, что в латвийской конституции прописано, что цензура запрещена. Не хотелось бы вернуться к временам, когда цензура была узаконена", – пояснил Радионов.

Что касается критериев и принципов, по которым будут определять вид деятельности журналиста, они весьма туманны.

"Сложно сказать, как это будет трактоваться, потому что властные структуры всегда предоставляют размытые трактовки, которые дают пространство для маневра. Нет четкого понимания, какие критерии будут использоваться для того, чтобы сказать, что журналист занимается исследовательской работой или не занимается. Мне до конца непонятно. В целом, журналисты занимаются журналисткой работой, которую можно назвать исследовательской. Предмет исследования – происходящее во властных структурах", – отмечает Радионов.

В данной ситуации наблюдается попытка создать благоприятную для власти среду, при которой можно просто взять и в любой момент "закрутить гайки" и закрыть доступ к информации в разной степени. Допускаю, что даже если какой-то журналист по каким-то личным причинам не нравится представителям властных структур, не исключено, что могут каким-то образом найти обоснование, чтобы не допустить доступа к информации, отметил он:

"Хотелось бы более ясных трактовок и обозначений, того, что может быть. У меня есть повод сомневаться, что это будет использоваться в интересах власти, я этого не исключаю".

Ссылки по теме