Цена свободы слова в Латвии: скоро общественные СМИ будут говорить только "правду"

Молчание

Петр Сологуб

Президент Латвии Эгилс Левитс встретился с Национальным советом по электронным СМИ по вопросу ухода общественных СМИ с рекламного рынка – это в интересах всей Латвии, так как СМИ станут независимыми. Для достижения полной независимости пообещали дать денег.

Президент Латвии Эгилс Левитс встретился с Национальным советом по электронным СМИ, чтобы обсудить перспективы выхода общественных СМИ с рекламного рынка. Стороны сошлись во мнении, что такое решение в интересах всех жителей Латвии, так как сделает общественные СМИ независимыми. Чтобы независимость была полной, общественным СМИ пообещали дать денег.

Как говаривал монтер Мечников из бессмертных "Двенадцати стульев" Ильфа и Петрова, "согласие есть продукт при полном непротивлении сторон". Именно под этим лозунгом и прошла историческая встреча Левитса с представителями Национального совета по электронным СМИ.

Тонкости национализации СМИ

О чем же они говорили? О том, что уход общественных СМИ с рекламного рынка – дело хорошее, правильное, и выиграют от него буквально все: и частные СМИ, и общественные. О том, что информационное пространство Латвии это укрепит просто несказанно. Тем более, сегодня, когда родина в опасности, а демократия то и дело сталкивается с разного рода угрозами.

Вволю наговорившись на тему того, какими сильными, крепкими, качественными и эрегированными должны быть общественные СМИ, стороны высказали намерение создать когда-нибудь мультимедийную платформу с качественным контентом для национальных меньшинств. А также обсудили вопросы профессионализма, ответственности, журналистской этики и качества журналистского образования.

После громких слов и замечательных речей перешли к делу. То есть к деньгам. Как подсчитал Национальный совет, чтобы общественные СМИ вышли с рекламного рынка без урона для себя, им необходимо 8,3 миллиона евро. Этой суммы должно с лихвой хватить на то, чтобы компенсировать недополученные доходы от рекламы.

Деньги хорошие, что и говорить. Если их дадут, конечно. Председатель совета Иварс Аболиньш выразил уверенность, что дадут. Так и заявил: "В настоящий момент уход с рекламного рынка утвержден законом, и нет никакого основания считать, что правительство и Сейм могут не выполнять требования закона. Я абсолютно убежден, что необходимые средства будут найдены".

С одной стороны, эта уверенность выглядит странно. Достаточно вспомнить, как прокатили латвийских медиков с повышением зарплат на двадцать процентов, хотя там тоже был принят закон. С другой стороны, Аболиньш знает, о чем говорит. Ведь, вливая деньги в общественные СМИ, власть, по сути, покупает их лояльность. А эта штука поважней, чем положение медиков и уровень медицины в стране.

А кто несогласен – "отключим газ"

Тут все как в поговорке: кто девушку ужинает, тот ее и танцует. За верно распределенные 8,3 миллиона общественные СМИ вам спляшут тот танец, какой закажете. Можно не сомневаться: любое действие правящих партий и правительства будет находить в них самый живой отклик, преподноситься в правильном ключе, вызывать одобрение.

Есть, правда, у общественных СМИ один минус – рейтинг ниже плинтуса. Несознательное население, зевая над их унылым содержанием, все время так и норовит переключиться на не спонсируемые государством необщественные СМИ, у которых контент поживее, журналисты профессиональнее, плюрализм мнений и, соответственно, высокий рейтинг.

Но рейтинг теперь неважен. Как подчеркнул Левитс, выход с рекламного рынка сделает общественные СМИ свободными от рейтингов. Да и вообще рейтинг, если разобраться, дело поправимое: его всегда можно поднять отстрелом других игроков.

Почин уже сделан.

Весной из-за экономического давления властей и правоохранительных органов закрылось "Латвийское время" – служба новостей Первого Балтийского канала, крупнейшего и самого популярного частного телеканала, вещающего на русском языке. А с 1 января 2021 года на латвийском телеканале LTV7 больше не будет передач для нацменьшинств (то бишь на русском языке). И Нацблок наседает на Латвийское радио 4, которое "слишком много вещает на русском".

В общем, зрителя планомерно лишают выбора, чтобы обречь на просмотр правильных телеканалов. А если зритель задумает удрать в интернет, там его будет подстерегать платформа на русском языке, созданная на базе портала Lsm.lv и LTV7, предназначенная для русскоязычных латвийцев. Захотят ли латвийцы ею пользоваться – большой вопрос. Но на это правительство уже планирует выделить 440 000 евро.

Сколько стоят непредвзятость и свобода

Однако вернемся к знаменательной встрече. Как заявил на ней президент, модель финансирования латвийских общественных масс-медиа должна быть такой, чтобы не порождать предположений о политическом влиянии.

По мысли Левитса, компенсация за отсутствие рекламы – гарантия, что общественные СМИ будут непредвзяты и независимы. Президент, мягко говоря, лукавит. О какой непредвзятости и независимости может идти речь, если единственным источником существования этих СМИ теперь станут деньги налогоплательщиков, выделение которых зависит от государства?! Выходит, влияние рекламодателей на политику СМИ – это бяка, а вот влияние правящей коалиции на политику СМИ – на-ка!

О доверии таким СМИ говорить не приходится. Неслучайно, согласно недавним опросам, проведенным научным сотрудником Тартуского университета Янисом Юзефовичем, только 40% опрошенных назвало общественные СМИ Латвии "независимыми". Причем в недоверии к ним сошлись сторонники самых разных политических сил. Теперь же в независимости и непредвзятости общественных СМИ может быть убежден только полный идиот.

Единственное, в чем точно не стоит сомневаться: власти продолжат чистку латвийского информационного пространства. Всех неугодных мало-помалу уберут, лояльных – прикормят, чтобы ели с руки, укрепляли доверие к власти и преподносили любое решение "партии и правительства" как единственно верное.

СМИ не место для дискуссий, и двух мнений в латвийском демократическом пространстве быть не может – так это понимает Эгилс Левитс. Плюрализм и свобода слова – вредительство, когда родина в опасности.

А она, если верить нашим власть предержащим, в опасности всегда.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме