Страны Балтии безнаказанно ведут борьбу с любым проявлением русского на территории своих стран, ущемляя тем самым права проживающих там нацменьшинств. Так, недавно в Латвии и Литве власти запретили вещание российских телеканалов группы RT на территории своих стран.
Свое решение они обосновали тем, что телеканал якобы связан с генеральным директором российского информагентства "Россия сегодня" Дмитрием Киселевым, который находится в "черном списке" Евросоюза. В Эстонии также поддержали действия соседей и обещали проанализировать эффективность подобной меры в своей республике.
Комментируя действия прибалтийских властей, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова выразила надежду на то, что профильные международные структуры и правозащитное сообщество отреагируют на прямые нарушения принципов демократии в странах Балтии.
"Вызывает недоумение тот факт, что никто из чиновников Евросоюза до сих пор не прокомментировал грубое попрание свободы слова и борьбу с инакомыслием в Прибалтике. Считаем, что именно недопустимое молчание Брюсселя по всем многочисленным эпизодам дискриминации отечественных СМИ в странах Прибалтики развязало руководству этих стран руки до такой степени, что теперь они даже не утруждают себя поиском сколько-либо правдоподобных объяснений своих шагов, мер, поступков в отношении российского медиахолдинга", – отметила дипломат.
Почему Россия сама не применяет ответных мер?
Политолог Александр Асафов указал, что защита соотечественников – это важнейшая цель России, что гарантирует также и Конституция страны после принятия поправок.
"У нас нет областей, в которых мы можем эти санкции вводить. Дело в том, что мы вводим санкции, как правило, на зеркальном основании. В общем, это политика нашего МИДа, она определенно существует давно. Поэтому мы первыми не вводим никаких таких ограничений, мы пытаемся дипломатическими способами защитить наших соотечественников, но опять же мы декларируем невмешательство в дела других стран", – сказал он в разговоре с Baltnews.
Асафов добавил, что Россия прикладывает всевозможные усилия, в том числе помогает переехать на свою родину тем, кого дискриминируют, оскорбляют и унижают.
"Но на государственном уровне наша политика, возможно, к сожалению, этот зеркальный принцип соблюдает и принцип невмешательства тоже. Поэтому на бесчинства прибалтийских властей мы в таком ключе не отвечаем, хотя, возможно, стоило бы", – заключил политолог.
Программный директор РСМД, доцент кафедры политической теории МГИМО МИД РФ Иван Тимофеев также указал, что против России применяется большое число ограничительных мер. В ряде случаев ущемляются права российских граждан за рубежом.
"Далеко не всегда Россия реагирует в виде ответных санкционных мер. Отчасти это связано с общим подходом российской дипломатии в отношении санкций. Москва исходит из того, что односторонние ограничительные меры являются незаконными, а законны только те санкции, которые одобряет Совет Безопасности ООН. После того, как против Москвы была фактически санкционная война развернута в 2014 году, санкции мы применяем в качестве ответной меры. Были, например, продуктовые эмбарго и целый ряд других шагов", – пояснил Иван Тимофеев.
"Но вместе с тем, мне кажется, постепенно формируется политика санкций, которая может в будущем работать на упреждение и оперативно, в ответ на те или иные недружественные шаги. По крайней мере, формируются постепенно правовые рамки. Я думаю, что в будущем Россия будет более активным игроком на санкционном поле", – заключил он.