В этом году за Трампа проголосовало больше избирателей, чем четыре года назад. Некоторые голосуют за Трампа, поскольку им нравится его программа или они традиционно более лояльны к Республиканской партии. Однако много и тех, кто попросту симпатизирует его поведению – поведению мачо, который идет против политической элиты, дискредитирует существующие институты и порядок, нападает на СМИ и совершает другие подобные действия.
По совокупности своеобразных признаков это все сегодня обрело свой собственный термин – "трампизм".
"Трампизм" в Латвии
На сегодняшний день в Латвии насчитывается немалое количество сторонников Трампа и, как следствие, среди политиков все чаще преобладают "анти-истеблишментские" настроения.
Так, директор Исследовательского центра SKDS Арнис Кактиньш отметил, что "в Латвии существуют хорошие предпосылки для того, чтобы популисты пришли к власти". Причиной тому служит низкое доверие в стране к Сейму Латвии, правительству, партиям и политикам.
Например, согласно данным исследования SKDS, перед предыдущими выборами 70% опрошенных высказали мнение, что к власти должны прийти те, кто никогда не был в политике.
Одним из ярких сторонников "трампизма" может считаться депутат Сейма Алдис Гобземс – в настоящее время он пытается сформировать новую партию. Его тактика заключается в том, чтобы делать все против правительства. Так, правительство Латвии не принуждает своих граждан носить маски в период пандемии. Алдис Гобземс, напротив, требует этого: "Все должны носить маски на улице. Без маски никуда не выходи".
Еще одна черта "трампистов" – обвинение СМИ в предоставлении ложной информации или, как любит говорить сам Трамп, fake news. В Латвии быстро взяли эту тактику на вооружение. Например, мэр Вентспилса Айварс Лембергс, министр юстиции Янис Борданс и депутат от Новой консервативной партии Кришьянис Фельдманс относительно недавно обвинили Латвийское телевидение в распространении лжи.
Такое поведение приводит к тому, что население начинает меньше доверять не только средствам массовой информации, но и политикам, правительству и, наконец, самой системе.
Исследователь философии и социологии Латвийского университета Мартинс Капранс заявила в связи с происходящим: "Общий результат в этом шуме призывов не доверять СМИ создает почву для циничных настроений, что ничему нельзя доверять".
Атис Закатистовс, которого считают "серым кардиналом" новоиспеченной партии скандального депутата Артусса Кайминьша "Кому принадлежит государство" (КПГ), заявил: "Если быть трампистом означает быть громкими – значит мы трамписты. Если трампизм – это понимание мышления обычного человека, тогда мы трамписты. Если трампизм – это смелость говорить правду, мы трамписты. Если трампизм угрожает стабильности – значит мы не трамписты".
По мнению Закатистовса, партия образовалась потому, что общество недовольно политическими процессами в стране, в результате чего растет недовольство и правительством, а те, кого называют "трампистами", набирают популярность.
Раскол элит в Эстонии
После победы Джо Байдена на прошедших президентских выборах в США некоторые эстонские политики усомнились в честности проведенных выборов в США.
Министр финансов Эстонии и председатель Консервативной народной партии Мартин Хельме заявил, что "Джо Байден победил в результате отвратительных фальсификаций".
При этом и Мартин Хельме, и его отец, ушедший из-за развернувшихся в последнее время скандалов в политическом истеблишменте Эстонии в отставку министр внутренних дел, консерватор Март Хельме, активно поддерживали Трампа в ходе выборов, выражая уверенность в его победе. Причем делали это весьма экстравагантным способом.
В частности, Март Хельме называл Байдена "мерзавцем, коррумпированным типом", а после и вовсе поделился в социальной сети: "Я видел сон перед выборами: идет Трамп через покос. И тут я вижу, что это поле покрыто кишками и внутренностями. Трамп прошагал через него. Трамп в итоге победит…".
Учитывая такое поведение, и Март Хельме, и Мартин Хельме вполне могут удостоиться звания "эстонский Трамп".
Они националисты, консерваторы, противники мигрантов и сексуальных меньшинств и, помимо прочего, не поддерживают членство Эстонии в ЕС, отказываются называть Путина врагом и регулярно попадают в скандалы.
В своем интервью эстонский политолог Тынис Саартс отметил, что "трампизм все еще силен". Анализируя политику Консервативной народной партии Эстонии (EKRE), Саартс отметил, что она обладает рядом четких характеристик "трампизма". С самого начала тактика этой партии заключалась в том, "чтобы противопоставлять себя тому, как мы проводили политику в Эстонии, и тем ценностям, которые мы ставили во главу угла. Они намеренно противопоставляют все это, пытаясь показать, что существуют альтернативные пути и варианты".
Неудивительно, что лидеры EKRE являются открытыми сторонниками Трампа и его политики. На парламентских выборах 2019 года партия набрала 17,8% голосов и увеличила свое число мест в парламенте до 19-ти. Поражение Трампа на прошедших выборах стало для них большим ударом, однако это вряд ли отразится на росте популярности эстонских консерваторов.
В итоге мы видим, что сегодня политическая элита в Эстонии расколота, что привело к призыву убрать из правительства политиков, которые не разделяют с США их демократические ценности. Требование подписали бывший президент Тоомас Хендрик Ильвес и пять экс-премьеров. Однако свои подписи под требованием не поставили бывший президент Арнольд Рюйтель и четыре бывших премьер-министра.
На что эстонский политолог Тоомас Алаталу сказал: "К сожалению, наша элита демонстрировала, что у нас фактически два лагеря".
В Литве немного по-другому
Среди политической элиты Литвы, однако, феномен "трампизма" распространен меньше, чем в других странах Балтии.
В октябре этого года победу на выборах одержала партия "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы", которые, хотя и являются консерваторами, придерживаются демократических взглядов и, как следствие, являются сторонниками Байдена, а не Трампа.
Тем не менее сторонников Трампа относительно много среди литовского населения. Так, в ноябре активисты водрузили надпись "Trump" на гору Гедиминаса – национального символа страны. Это была акция в поддержку американского президента Дональда Трампа.
Организаторами этой акции выступили националисты – Кястутис Тамашаускас и Геновайте Астра.
"Мы хотели показать жителям Литвы и эмигрантам из Литвы, что есть те, кто поддерживает Трампа и его политику. Он единственный президент, как минимум за последние 50 лет, который не развязал и не начал ни одной войны, за исключением мирной торговой войны с Китаем, он оживил промышленность США, в результате рекордно снизился уровень безработицы", – заявили литовские националисты.
Как скоро подобные общественные настроения отразятся на действиях литовских политиков и отразятся ли? Приобретет ли феномен "трампизма" такую же популярность в Литве, какую он приобрел в Эстонии и Латвии? Отчасти ответ будет заключаться в том, насколько успешным будет президентский срок Джо Байдена и, что важнее, как его президентство повлияет на прибалтийский регион.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.