Фраза "Иногда они возвращаются" наиболее четко характеризует действия бывшего вице-премьера Латвии Айнарса Шлесерса. Один из трех официально признанных латвийских олигархов решил учредить новую партию и вернуться в большую политику маленькой страны. Получится ли у него? Большой вопрос. Опять же – для маленькой страны.
Уйти, чтобы вернуться
Шлесерс уже не раз уходил из политики и не раз возвращался обратно. Обычно – с помпой и спецэффектами. Однажды он даже спускался на сцену на подъемнике, чтобы "зажечь" свой электорат. Образ "человека-батарейки" требовал от него больших финансовых вложений в рекламу, а мандаты в Сейме, которые в результате получала партия Шлесерса, журналисты в шутку называли "бриллиантовыми" – настолько дорого ему обходилось преодоление пятипроцентного барьера.
Сегодняшнее возвращение Шлесерса из "медийного забвения" выглядит скромным и даже, если присмотреться, растерянным. Время олигархов в Латвии прошло – Айварс Лембергс в тюрьме, Андрис Шкеле давно не высказывает никаких политических амбиций, а Шлесер больше напоминает человека, потерявшегося во времени.
Почему-то мне (автору Виктору Петровскому – прим. Baltnews) его возвращение очень напоминает попытку российской эстрадной певицы Натальи Ветлицкой спустя десятилетия жизни в Испании вернуться на сцену.
Не помогли ни контракты с продюсерскими компаниями, ни интервью Андрею Малахову. Сейчас спроси у людей на улице в обычном российском городе о том, вернулась Ветлицкая на сцену или нет, – уверен, что большинство не сможет дать никакого ответа.
"Звезда прошедших лучших дней"
Время неумолимо. И "звезды 90-х", а то и 2000-х редко способны на достойное возвращение. Шлесерс сегодня выглядит "пережитком". Даже очки, которые, возможно, он носит по медицинским показаниям, не делают его современным.
Нынешняя латвийская политика – это бюрократия. Это время серых. Шлесер там лишний. Эта серая масса сжирает всех, выжить там может только такой же серый.
Возможно, если вспомнить Стругацких, впереди нас еще ждет период черных, но пока серые воцарились на местном трончике и никого туда не пускают. Как мы знаем из истории, это самые стабильные правители – они могут задержаться во власти на долгие годы.
Эксперты, впрочем, считают, что возвращение Шлесерса в политику может повлиять на попытки независимого депутата Сейма Алдиса Гобземса сыграть на протестном электорате.
Гобземс мастерски пользуется эмоциями людей, уставших от затянувшейся пандемии. Его партия "Закон и порядок", например, выступает против вакцинации. Но даже для своих однопартийцев он потихоньку превращается в "токсичную фигуру": за последние месяцы от Гобземса ушли несколько видных политиков. В том числе депутат Сейма Юлия Степаненко.
В кулуарах не исключают, что отщепенцы могут перейти к Шлесерсу. Сам же экс-вице-премьер пока не раскрывает имена своих единомышленников. Он также не сообщает, как будет называться партия, однако, как отмечает издание, вполне возможно, что это будет хорошо забытое старое название: "Новая партия". Именно с "Новой партией" Шлесерс вошел в политику в 1998 году.
Он заявил, что намерен "изменить политическую повестку дня за год до выборов", заставив другие партии активизироваться: "Я призываю к объединению, чтобы заменить нынешнее старое трусливое, некомпетентное правительство и несчастного президента [Эгилса] Левитса".
В любом случае Шлесерс в очередной раз решил заявить о себе. Посмотрим, получится ли у "ретро-звезды" справиться с современными политическими "тик-токерами".
В любом случае для скучной местной политпесочницы появление "бульдозера из прошлого" может быть хорошей встряской. Будем следить.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.