Кто в доме хозяин: власти Латвии и олигархи пошли друг на друга войной

Портфель в руках чиновника
© Sputnik / Екатерина Штукина

Петр Сологуб

В Латвии разворачивается противостояние политиков-олигархов и правительства, которое все делает по указке Вашингтона. Война будет жесткой и бескомпромиссной, и пока не ясно, у кого шансов победить больше.

Став фигурантом уголовного дела о внедрении цифрового телевидения, бывший министр сообщения Айнар Шлесерс спешно засобирался в политику. Не исключено, что его примеру в скором времени последует и бывший премьер Андрис Шкеле, также обвиняемый в мошенничестве и легализации преступно нажитых средств в крупных размерах.

Отчего обвинение предъявлено олигархам так поздно? Ответ на этот вопрос тесно связан с другим: позволят ли Шлесерсу и Шкеле снова стать политическими фигурами.

Привет из прошлого

Шлесерс и Шкеле – видные латвийские политики в прошлом и крупные бизнесмены в настоящем. Обоим на днях предъявлены обвинения. Шлесерсу – в мошенничестве в крупном размере, Шкеле – в мошенничестве в крупном размере и легализации полученных преступным путем финансовых средств в крупном размере.

Между тем само преступное (по мнению следствия) деяние произошло еще двадцать лет назад, когда в Латвии решили ввести цифровое телевидение. Следствие считает, что это был проект, рассчитанный на получение недобросовестной прибыли с помощью зарегистрированной в Лондоне компании Kempmayer Media Limited, которая оказалась "почтовым ящиком" с офшорными владельцами.

Аферу раскрыли в 2003 году, на скамье подсудимых оказались двадцать человек, в том числе бухгалтер семейного бизнеса Шкеле Гарри Кронгорн. Но, как ныне считает следствие, это была только первая афера с цифровым телевидением, на основании которой была совершена вторая.

В 2008 году компания Hannu Digital выиграла тендер на то, чтобы все же внедрить в Латвии цифровое телевидение (она стала преемницей Kempmayer, перекупив ее передатчики и головную станцию). Тендер организовывало Министерство сообщения, которое возглавлял Шлесерс.

Условия тендера не понравились Госконтролю, и он обратился в Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB). В 2010 там возбудили дело, но дальше – тишина. Шли годы, сменялись следователи, однако никого по этому делу на допросы не вызывали. И вдруг – как гром среди ясного неба – с прошлого лета пошли обвинения фигурантам.

Теперь дело дошло до Шлесерса и Шкеле. Никак не объясняя странность с многолетней заминкой, прокурор Монвид Зелчс заявил, что "лучше поздно, чем никогда". Согласно неофициальным данным, Шлесерсу и Шкеле инкриминируют три миллиона евро, полученных преступным путем.

Оба олигарха такой подставы явно не ожидали. "У меня никогда не было оснований полагать, что меня подозревают в нарушении закона по конкретным событиям, потому что за 12 лет до марта этого года меня ни разу не вызывали для дачи показаний по указанному уголовному делу", – заявил Шкеле.

Еще меньше оба обвиняемых ожидали, что власти наложат арест на часть их недвижимости и имущество. Вот тогда, понимая, что иного выхода защитить свой капитал (возможно, и свободу) нет, Шлесерс и объявил о решении вернуться в политику.

В открытом письме к согражданам он заявил, что в стране царит хаос, в коалиции – бардак, а правительство швыряет деньги на ветер и принимает идиотские решения, которые не отвечают интересам народа.

Досталось и премьеру Кришьянису Кариньшу с министром сообщения Талисом Линкайтисом, которые, по мнению Шлесерса, угробили латвийский транзит.

И Янису Бордансу, который, будучи министром юстиции, в борьбе с экс-мэром Вентспилса Айваром Лембергсом сам вымолил США ввести санкции против Латвии. Досталось и правительству в целом, которое под лозунгами борьбы с грязными деньгами развалило банковскую сферу, лишив работы тысячи людей.

Подчеркнув, что демократия страны в опасности, Шлесерс обратил внимание соотечественников на то, что латвийские СМИ давно перестали быть независимыми. Что они дают слово лишь тем, чье мнение совпадает с идеологией "сороситов".

И даже "наехал" на спецслужбы, утверждая, что латвийские власти активно используют их для расправы с политическими оппонентами. В конце обращения Шлесерс призвал людей с солидарными взглядами присоединяться к нему и торжественно пообещал вернуться в политику, чтобы навести в стране порядок.

Обидно, да?

Столь бурную реакцию Шлесерса можно понять. Ему страшно и обидно. Страшно, потому что перед глазами стоит пример Айвара Лембергса, которого арестовали прямо в зале суда первой инстанции и которому грозят восемь лет с конфискацией.

Обидно, потому как отлично знает, что, находясь во власти, в Латвии можно без малейших последствий для себя "скоммуниздить" куда большие суммы, чем какие-то смешные три миллиона.

Достаточно вспомнить масштабную схему с компонентом обязательной закупки электричества (КОЗ), в результате которой латвийцев нагло обобрали на два с лишним миллиарда евро.

Крестным отцом ее являлся не кто иной, как нынешний премьер Кариньш, выдачей разрешений занимались Каспарс Герхардс (Нацобъединение) и Артис Кампарс ("Единство"). Однако никто из них не сел. Более того, ни у спецслужб, ни у правоохранительных органов не возникло к ним ни малейших вопросов.

Парламентская комиссия по расследованию после девяти месяцев работы даже не стала упоминать их имена, постановив, что ответственность за неадекватную государственную поддержку в энергетике и аферу с КОЗ лежит солидарно на всех должностных лицах, которые допустили создание и существование этой системы. В общем – никто не виноват.

Чем же Кариньш отличается от Шлесерса и Шкеле? Да ничем. Просто то, что положено Юпитеру, не положено быку.

Я (автор Петр Сологуб – прим. Baltnews) вполне допускаю, что латвийские олигархи – зло, к ним есть за что придраться, однако двойные стандарты налицо. Одним воровать отчего-то можно, а другим – нет.

Все, что нужно, чтобы остаться безнаказанным, – иметь карманные органы правопорядка, прокуратуру и послушную судебную власть, готовую выполнить любое поступившее свыше распоряжение.

Нелепые телодвижения

Почему же 12-летний мыльный сериал под названием "дело олигархов" получил продолжение именно сейчас? Ответ лежит на поверхности. Шкеле и Шлесерсу в политической повестке дня правительством отводится особая роль.

Рейтинг правительства тает, как снег по весне, люди крайне недовольны, и Кариньшу крайне важно снизить градус этого недовольства. Победоносная война с олигархами подходит тут как нельзя лучше. Она отвлечет внимание общества от бесконечных провалов правительства и придаст Кариньшу образ непримиримого и эффективного борца с коррупцией.

Иными словами, нужна очистительная жертва. Благо в борьбе с олигархами правительство поднаторело и бороться с ними куда легче, чем справиться с эпидемией ковида или улучшить благосостояние граждан.

Имеется и еще один пикантный момент. У латвийских олигархов есть что взять. Думается, это обстоятельство тоже далеко не последнее в намерении Кариньша разобраться с ними раз и навсегда. Достаточно вспомнить Лембергса, у которого конфисковали недвижимость, деньги со счетов, машины, драгоценности и прочее на сумму в сотни миллионов евро.

Или, к примеру, недавний арест, наложенный на доли капитала бывшего председателя правления банка ABLV Эрнеста Берниса, стоимость которых оценивается без малого в 57 миллионов евро. Та же участь в любой момент может постигнуть имущество Шкеле и Шлесерса. А после того, как последний заявил, что "живым не дастся", изъявив желание вернуться в политику, вероятность самого жесткого сценария увеличилась многократно.

Призрачные шансы

Представляют ли Шкеле и Шлесерс опасность для правящей элиты? Да, представляют. Рейтинг всех правящих партий сейчас ниже плинтуса, в коалиции нет единства, а у обоих "тяжеловесов" имеются не только обширные связи, но и огромный опыт. Как политический и административный, так и опыт тонких подковерных интриг.

Достаточно упомянуть, что Шкеле трижды был премьером, а Шлесерс успел побывать не только в кресле депутата, министра сообщения и экономики, вице-мэра, но и сумел зарекомендовать себя эффективным менеджером.

Именно при нем расцвел рижский аэропорт и авиакомпания airBaltic. Именно он открыл программу предоставления ВНЖ в обмен на инвестиции. Именно он создавал рабочие места и развивал транзит. Естественно, не без пользы для себя, любимого.

Однако по сравнению с вредительскими действиями нынешнего правительства в отношении транзита и банков (не говоря о неспособности справиться с эпидемией) Шлесерс выглядит куда более подходящей фигурой на роль лидера и главы кабмина, чем серый, невыразительный Кариньш, чье единственное достоинство заключается в четком выполнении указаний Вашингтона. Скажу больше, любой латвийский олигарх на эту роль подходит куда лучше Кариньша – как меньшее зло.

Не случайно не испытывающий к олигархам симпатии известный латвийский публицист Лато Лапса в программе "Пресс-клуб" на RīgaTV24 заявил, что в нынешней ситуации страной лучше бы управляли бывший премьер-министр Андрис Шкеле или мэр Вентспилса Айварс Лембергс. Действия нынешнего правительства Лапса метко сравнил с метаниями обезглавленной курицы.

"Есть такое неприятное зрелище, когда курицу обезглавливают, она все равно куда-то бежит, гуляет, потому что несут ноги, хотя у нее уже нет головы и, соответственно, она ни о чем не думает. Такую беготню мы видим с начала прошлого года и в исполнении правительства Латвии", – заявил публицист.

Подавшись в политику и сконцентрировав свою избирательную кампанию на экономической повестке, Шлесерс сумеет привлечь к себе и русскоязычный электорат. На что точно не могут рассчитывать его оппоненты. В бытность свою политиком Шлесерс заигрывал с этим электоратом не раз, ратуя за предоставление негражданам права голоса на муниципальных выборах и заявляя, что никто не имеет права делить людей на национальности.

Если нынешнее бедственное экономическое положение помножить на активизировавшуюся по всем фронтам русофобию, все это может вполне сработать. Не исключено также, что на следующих выборах в Сейм Шлесерс может объединить свои усилия с партией Алдиса Гобземса "Закон и порядок". А в этом случае результат выборов сложится отнюдь не в пользу правящей коалиции.

По этой причине главный вопрос, который сейчас стоит, – это дадут ли Шлесерсу возможность вернуться в политику и время на раскрутку или "забанят", лишив финансового ресурса и создав препоны для создания партии.

Ведь времени у него – всего ничего. В соответствии с латвийским законодательством, в выборах в парламент может участвовать только та политическая сила, которая зарегистрирована не позднее, чем за год до выборов.

Кончилось ваше время

В целом история с объявлением войны олигархам весьма показательна. В стране происходит жесткая и бескомпромиссная борьба, которая должна закончиться сменой элит. Условно ее можно назвать сражением между "европейцами" и ставленниками Вашингтона и местными "царьками", которые не хотят оставлять позиций, завоеванных еще в лихие 90-е.

Желая сохранить самостоятельность, демонстрируя здоровый прагматизм и критическое мышление, эти "царьки" не хотят подчиняться американскому обкому на подмандатных ему территориях. Более того – имеют наглость качать права и сопротивляться его решениям.

Такие самостоятельные ребята не нужны ни Брюсселю, ни Вашингтону, ни тем более аффилированному с ним истеблишменту на местах, чья судьба целиком и полностью зависит от американских и европейских подачек.

Тем, кто управляет Латвией извне, нужны такие, как Кришьянис Кариньш. Кто, выполняя инструкции, будет искренне радоваться американским санкциям против латвийского же порта. Салютовать НАТО. Беспрестанно лаять в сторону России, каждый раз задаваясь вопросом, а услышал ли его гавканье хозяин.

Кто, возглавляя Латвию, будет радоваться смерти латвийского транзита, развалу латвийской банковской отрасли. И без малейших сомнений и переживаний отправит свой же народ в топку, лишь бы сохранить свое кресло.

Так что борьба, которая разворачивается сегодня на наших глазах, – западных ставленников-управленцев с латвийских олигархами – будет жесткой и бескомпромиссной: это война на выживание. И вряд ли олигархи в ней победят.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме