Государственный контроль при участии Организации экономического сотрудничества и развития провели ревизию Генеральной прокуратуры. Такая масштабная проверка проводилась впервые.
По итогам выяснилось, что прокуратура не выполняет все свои функции в полном объеме. Причина кроется в неэффективном управлении. Об этом сообщила в эфире Латвийского радио член совета Госконтроля Илзе Гринхофа.
Кроме выявления недостатков, ведомству дали 20 рекомендаций для улучшения организации деятельности. В приоритете – обеспечение четкого регулирования. В частности, необходимо внедрить механизмы эффективного управления и внутреннюю дисциплину.
Наиболее уязвимой оказалась сфера досудебных расследований. Помимо недостатка кадров и большой нагрузки на следователей, есть еще одна проблема – недостаточное понимание, какой должен быть объем доказательств. Все это приводит к длительному и некачественному досудебному расследованию.
По состоянию на начало 2020 года 63% уголовных процессов в материалах следственных органов, включенных в сферу проверки, проходят более трех лет, причем значительная часть дел была возбуждена более десяти лет назад. Некоторые уголовные дела были возбуждены еще в 2005–2009 годах.
Генеральный прокурор Юрис Стуканс отметил, что такой масштабной проверки ни разу за 30 лет никто не проводил. Стуканс на 95% согласился с выводами Госконтроля и добавил, что в ведомстве проведут работу над ошибками.
"Мы работаем, всему свое время", – подчеркнул он.
По его словам, проблему в организации досудебных расследований надо решать комплексно – в первую очередь, оценить финансовые и человеческие ресурсы. На основе этих данных предстоит создать систему, которая будет способна работать на улучшение качества следственного процесса.
В то же время Стуканс раскритиковал правительство. Отчасти вина за недостаточную эффективность деятельности лежит и на нем, указал Стуканс, так как качество образования будущих сотрудников оставляет желать лучшего. А государство недостаточно за этим следит.
Одна из причин такого положения дел – ликвидация Академии полиции. Результат – снижение профессионализма у сотрудников прокуратуры. Для решения этой проблемы необходимо обеспечить программы высшего образования по специальности, что находится в компетенции государства.
По словам Стуканса, в Латвии "слишком много следственных органов". Он полагает, что правительство и Сейм должны принять политические решения, которые позволят следствию в некоторых случаях отказывать в возбуждении дел – например, "если у бабушки украли варенье". По словам Стуканса, в подобных случаях "ясно, что дело расследоваться не будет".
Более того, для исправления всех выявленных в работе недостатков необходимо обеспечить возможность направлять главные ресурсы прокуратуры на дела повышенной сложности. В понедельник, 11 января, Госконтроль намерен обнародовать результаты ревизии.
Ранее бывший следователь Айвар Боровков уже высказывался о необходимости радикальных перемен в работе правоохранительных органов. Одного желания работать хорошо мало, нужен профессионализм, хорошая подготовка сотрудников и содействие властей улучшению работы правоохранительных органов, а также свобода слова.
Юриса Стуканса утвердили на должность генерального прокурора в июне 2020 года. До этого он был председателем коллегии уголовных дел Рижского окружного суда, а ранее занимал должность судьи Зиемельского районного суда Риги. Также он работал председателем Рижского окружного суда, в Минюсте и МВД.
Одно из самых громких разбирательств в его карьере – осуждение виновных по "делу о дигиталгейте" (цифровом телевидении), связанное с экс-премьером Андрисом Шкеле. Судебный процесс первой инстанции длился семь лет.