"Никого не держим": власти Латвии не справляются с сокращением населения

Семья

Вера Волкова

В Латвии катастрофически убывает население, но власти считают, что все делают правильно. Сложно представить, какой должна стать цифра, чтобы они разубедились в этом.

С 2000 года в Латвии сильнее всего сократилось население среди всех стран ЕС, об этом сообщил социолог Янис Херманис, ссылаясь на исследование Eurostat. За 21 год население Латвии стало на 20,5% меньше. Власти страны, кажется, живут под девизом: "Мы здесь никого не держим". И очень зря.

Из Латвии часто уезжают те, кто мог бы поднимать демографию и экономику, но, к сожалению, они рожают и платят налоги за рубежом.

Кстати, Литва, по статистике Херманиса, ушла не так далеко от Латвии. С 2000 года ее покинуло 20,4% населения, а вот Эстонию – "всего" 5,1%.

Но проблема Латвии, в отличие от других стран Балтии, заключается в том, что отъезд латвийцев за рубеж не компенсируется за счет приезжающих в страну иностранцев.

Многослойная бюрократия, тугая налоговая система, акцент на знании латышского языка – все это делает государство не гостеприимным к иностранцам. Пример – то, что произошло с белорусскими IT-компаниями, которые ввиду сложной политической ситуации были вынуждены переезжать в соседние страны.

Своей неповоротливостью и недоброжелательностью государственных систем Латвия отпугнула большинство белорусского IT-сектора. Основные компании переехали в Литву.

Неприветливость в отношении иностранных специалистов прочно закрепилась на государственном уровне. Можно вспомнить слова экс-министра культуры Наулиса Пунтулиса. Он открыто заявлял, что видит Латвию исключительно моноэтническим государством.

Тогда с ним никто не поспорил. И сейчас подобная политика в почете.

"Мы просто бедные"

На 1 января 2000 года в Латвии жило 2,38 миллиона человек, а 1 января 2021 года – 1,89 миллиона. И это, как нередко горько шутят местные жители, если считать жителей страны вместе с кошками и собаками.

Впрочем, дело не только в негостеприимности. Латвию нельзя назвать привлекательной с экономической точки зрения. Сюда, скорее, переезжают по зову сердца.

Но как бы политики не кичились идей патриотизма-национализма, главный аргумент успешности страны – экономика. Тут Латвии пока нечем похвастаться.

Комментируя налоговую реформу, финансовый журналист Ольга Князева сказала:

"Главная проблема в том, что мы просто бедные, у нас просто нет доходов, чтобы платить эти налоги. Тут можно изощряться и обложить дополнительными платежами людей, у которых и так нет денег".

Премьер-министр Кришьянис Кариньш, впрочем, заявил, что не видит необходимости менять налоговую реформу. Она, по его мнению, сделана с благими намерениями социально защитить жителей Латвии.

Только вот по факту те, кто еще ведет свой небольшой бизнес в стране, будут просто уходить в тень или уезжать.

Страну ждет крах?

Пока ожидать перемен для улучшения качества жизни латвийцев не приходится, если брать во внимание еще и демократические проблемы, которые также стопорят развитие государства. Это, кстати, касается не только власть имущих, но и самих жителей.

Ведь люди хотят экономику, как в скандинавских странах, но при всем упоении от этой перспектив они не готовы смотреть на мир также либерально, как это делают там.

Социолог Арнис Кактиньш считает, что долгосрочное существование Латвийского государства при такой модели демократии невозможно. Он предрек ее крах в недалеком будущем.

По его мнению, либо в стране должны произойти революционные перемены, либо – продолжение деградации и возврат в 1934 год.

"Если говорить о нашей модели демократии, то я скептически отношусь к долгосрочному существованию Латвийского государства в его нынешних рамках... Я думаю, что вряд ли наше государство протянет больше каких-то 20 лет. Видя, как происходит деградация и дегенерация власти и общества, ничего иного не жду. В долгосрочной перспективе эта ситуация продолжаться не может, и рано или поздно здесь должны произойти революционные, качественные перемены. Но вряд ли все будут счастливы", – заявил в интервью nra.lv руководитель Центра исследований общественного мнения SKDS Арнис Кактиньш.

Пока латвийцам остается только смотреть на успех развивающихся стран. Тех государств, в которых хочется работать, жить и не уезжать.

Согласно исследованию Eurostat, самый заметный рост населения у Люксембурга – +46,4%. Далее располагаются второе и третье место – Мальта (+32,8%) и Ирландия (+32,5%).

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме