Обыкновенный расизм: как Латвия поделила беженцев на унтерменш и уберменш

© AFP 2022/ WOJTEK RADWANSKI

Тема: Российская военная спецоперация на Украине

Украинский кризис показал уродливую европейскую сущность и продемонстрировал расистское отношение к арабским и африканским иммигрантам, несмотря на громкие лозунги о правах человека.

Корзина денежных пособий, бесплатные проезд, обеды, SIM-карта для телефона, помощь психологов, посещение музеев и кино, частичная оплата аренды жилья и коммунальных услуг… Рассказать об этом афганским, сирийским, иракским беженцам, прошедшим через Латвию, – нипочем не поверили бы. Они тоже пытались спастись тут от войны, но не получили и десятой доли благ, что сыплются сейчас на беглецов из Украины.

Это называется: обыкновенный расизм.

Граница: одним открыта, другим – на замке

Как встречают в Латвии африканских и арабских беженцев?

В 2016 году – массовыми протестами. Едва выяснилось, что Латвия по разнарядке ЕС обязана принять 531 мигранта из Сирии, Ирака, Афганистана, Ливии и других неспокойных стран, откуда люди бегут от войны, так латвийская общественность сразу всколыхнулась.

Хотя давайте, наконец, называть вещи своими именами: разволновалась именно латышская общественность – партии националистов ("Отечеству и свободе/ДННЛ" и "Все для Латвии!") и латышская пресса. "Здесь нет места людям с чуждой нам культурой", – бушевали они.

Только за шесть месяцев в одной только Риге прошли шесть протестных акций. Исследовательский центр SKDS провел соцопрос и доложил, что против приема беженцев резко выступает 78,3% опрошенных. Успокаивая общественность, выступили латышские политики: возьмем не абы кого, выберем лучших – чтоб семейные, и с образованием, и языками владели. Словно за рабами на невольничий рынок собрались.

Об этой неадекватной реакции Латвии на ввоз мигрантов написали все европейские газеты, и беженцы стали отказываться сюда ехать. В итоге в Латвию завезли всего две семьи: одну из Сирии, другую из Эритреи, всего 6 человек из обозначенных 531. По приезду в Риге их встречал протестный пикет из 300 человек...

Ну, а в прошлом году арабских и африканских беженцев в Латвии и вовсе встретили слезоточивым газом и злобным лаем служебных собак. Пограничники и полиция силой оттесняли их обратно за пограничные столбы, наставив оружие, хотя среди беженцев были женщины и дети. Несчастные люди неделями топтались на нейтральной полоске, спали на земле, болели и голодали. Но ни один латвийский журналист не сказал, что это жестоко и античеловечно. Наоборот! Пока русская пресса Латвии испуганно молчала (это обычное ее состояние в последние годы), латышская пресса действиям своей армии неистово аплодировала.

А как встречают в Латвии украинских беженцев? О, это иная расчудесная картина!

Во-первых, для украинских беженцев граница не просто открыта, а распахнута настежь. Пускают с визой и без визы, с документами и без документов, с домашними животными и даже дикими. Всю Балтию облетела умилительная история, как волонтеры в Эстонии помогли семье из Мариуполя пересечь границу с енотом, подаренным им украинскими военными. И теперь енота показывают по ТВ, а вся Балтия скидывается ему на вольер, пеленки, питание и прочие надобности. В общем, животное из Украины поставлено на ступеньки выше, чем люди из Африки и Азии.

Во-вторых, сделано все, чтобы украинских беженцы чувствовали себя в Латвии как дома. Ради них латвийские города – от уличных столбов до троллейбусов, от заборов до мусорников – раскрасились в желто-голубые цвета и приветственно замахали украинскими флагами. Ради них правительственные и муниципальные сайты срочно обзавелись переводом на украинский и русский язык.

Куда только делось неприятие государства к русской речи?! Даже самые ярые латышские националисты внезапно вспомнили ненавистный "язык оккупантов" и заговорили по-русски. С гораздо большим удовольствием они бы заговорили "соловьиною мовою", но тут проблема: по-украински не говорят не только латыши, но и большая часть приехавших.

Жилье: одним – отель, других – в приют под замок

Куда селят африканских, арабских, азиатских беженцев в Латвии? Либо в Центр для задержанных иностранцев, либо в Центр соискателей убежища. И то, и другое находится в одном и том же месте, под Ригой, в поселке Муцениеки, на одной улице.

"Это больше похоже на военную базу, чем на жилой дом, – писала газета Neatkarīgā Rīta Avīze совсем недавно, в сентябре 2021 года. – Полиция, армия, пограничная служба, госбезопасность – похоже, в Муцениеках собраны все возможные силовые структуры. Патрули ходят круглые сутки. Посты через каждые 50 метров. Как внутренний, так и внешний периметр охраняются, а ворота на территорию закрыты. Формально – для защиты общества от опасностей COVID-19, на самом деле – для защиты латвийского общества от исламских фанатиков и возможного терроризма".

Вот так откровенно – фанатики и террористы. При том, что это не доказано ни одним судом (в Латвии даже обвинений таких беженцам никогда не выдвигались). И при том, что часть беженцев – женщины и дети. 

А куда селят приехавших сегодня беженцев из Украины? Вариантов масса, на любой вкус. Некоторых поселили в гостиницы (бесплатно и даже с питанием), другим предложили арендовать жилье (государство берет на себя частичную оплату аренды и коммунальных услуг). Есть также кризисные центры, где временно селят свежеприбывших, пока те не осмотрятся и не выберут чего получше.

А еще украинцев охотно разбирают по домам добросердечные жители Латвии, у которых есть свободные комнаты, а то и квартиры. Таких случаев много. Украинцы могут жить там бесплатно. Хозяева квартир тоже не в накладе. За свою доброту они получают пособие от государства: 100 евро в месяц за первое поселенное лицо и 50 евро в месяц за каждого последующего человека (но не более 300 евро в месяц за проживающих в одном жилище).

Выражали ли латвийцы желание взять к себе домой арабского, африканского, азиатского беженца? За 30 лет независимости такого не случалось ни разу. 

Но погодите, а как же карантин? Ведь именно под его предлогом закрывали в центре Муцениеки сирийцев и иракцев всего лишь 8 месяцев назад. "В настоящее время нет большой разницы между Центром размещения задержанных иностранцев в Муцениеки Государственной пограничной службы и Центром размещения лиц, ищущих убежища, Управления по делам гражданства и миграции Муцениеки, поскольку и задержанным, и лицам, ищущим убежища, запрещено покидать территорию из-за карантина, – писала по этому поводу Neatkarīgā Rīta Avīze 17 сентября 2021 года. – Все там по сути заключенные. Единственное отличие – количество заборов и охрана. Бетонный забор и колючая проволока вокруг тюрьмы, обычный забор и полицейская лента с желтой меткой, которую запрещено пересекать, вокруг приюта".

Да, "тюрьма" и "приют" – именно такими словами обозначила газета местожительство африканских, арабских и азиатских беженцев.

Сегодня коронавирус по-прежнему с нами, весенняя статистика ничем не отличается от осенней. Не говоря о том, что украинские беженцы принесли с собой в Европу и другие, более опасные заболевания: туберкулез, корь (разваленное задолго до военной операции здравоохранение Украины тому виной). Однако если сирийцев и иракцев сразу упрятали под замок, то украинцам свободу не ограничивают.

Наоборот! У них есть все возможности разъезжать по Латвии куда угодно и сколько душе угодно: проезд на региональных автобусах и электричках для украинских беженцев бесплатный. Африканским, арабским и азиатским беженцам такое не предлагают.

Досуг: одним – культура и спорт, другим – кукиш

Чем занимали всегда (и занимают сегодня) свое время иракские, сирийские, афганские дети беженцев? Гоняют мяч во дворе Центра в Муцениеки или просто меряют шагами территорию. А что еще делать? Денег, чтобы выбраться в Ригу и отвести детей в кино, зоопарк или "Макдональдс" у их родителей нет.

Пособие этих мигрантов – 3 евро на человека в день, и они тратят их обычно на еду. В Муцениеках им дают лишь часть продуктов для самостоятельной готовки (фасоль, рис, растительное масло, сахар, черный чай), а вот за курицей, например, надо уже идти в магазин. Также из этих денег надо ухитриться выкроить на мыло, зубную пасту, шампунь и прочие продукты гигиены.

Чем занимают свое время украинские беженцы и их дети? Да тут глаза разбегаются! Расстарались и самоуправления, и частные фирмы, и просто доброжелатели.

Вот для родителей: "Физические упражнения в повседневной рутине важны не только для тела, но и для эмоционального состояния. Выражая нашу поддержку, мы предлагаем гражданам Украины, нашедшим на данный момент пристанище в Латвии, бесплатное посещение спортклубов", – пишет сеть спортивных залов MyFitness. Недавно в Ригу приезжала с концертом группа One Republic, граждане Украины проходили туда бесплатно.  Также для граждан Украины бесплатны все государственные музеи – стоит лишь показать удостоверение.

Вот для их отпрысков: "Чтобы подарить хоть немного радости детям, потерявшим дом и привычную жизнь, мы продолжаем организовывать бесплатные кинопоказы для украинских семей на родном языке", – зазывает Forum Cinemas LV. Чтобы украинские дети поглазели на животных, бесплатные билеты им выделил Рижский зоопарк. Чтобы они могли полакомиться бургерами и молочными коктейлями, бесплатные обеды им обеспечил "Макдональдс".

А вот уже личная инициатива: некий Эдгарс Межвеверс предлагает в группе "Украинцы в Риге": "Если есть желающие, могу организовать для развлечения и разнообразия прокатиться на надувных лодках по реке Огре. Для украинцев".

Хочется сказать: друзья, какие вы все милые, заботливые, гостеприимные! Отчего же вам никогда – вот ни разу, ни тенью мысли – не приходило в голову предложить что-то подобное тем темнокожим ребятишкам, что уныло проводят время среди казенных стен Центра в Муцениеки? Ах, ну да. Это – другое.

Работа: одни нарасхват, другим – сто претензий

Найти работу для африканских, арабских и азиатских беженцев в Латвии – огромная, почти неразрешимая проблема. В среднем они проводят в приюте в Муцениеках от 3 до 6 месяцев, ожидая получения официального статуса беженца.

Но как только его оформляют, мигранта сразу выставляют за дверь. Дальше – живи, как хочешь. Он должен сам найти себе крышу над головой, имея пособие в 139 евро на главу семьи и 97 евро на каждого члена семьи. То есть состав "папа, мама, ребенок" получают бюджет в 333 евро. Можно на это снять квартиру и втроем прокормиться? Конечно, нет.

Значит, надо срочно найти работу. А тут – засада! Никто тебя не возьмет без знания латышского языка. Ты должен был его успеть выучить, пока жил в Муцениеки, причем не уровне разговорника из сотни слов, а так, чтобы сдать экзамен и получить хоть какую-то категорию. С низшей – можно идти в дворники. Чтобы работать таксистом, нужен уже уровень выше. Ну а для работы в медицине нужна самая высокая категория. Потому что госязык – наше все.

Но не для всех. Если арабским, африканским и азиатским беженцам поблажек не дают, то с украинских беженцев это требование сняли, пообещав не требовать знания латышского год. В столице специально для них создан Рижский центр поддержки Украины, где предлагаются сотни вакансий. Украинцев (именно украинцев, только украинцев – это подчеркивается) зазывают в кассиры, строители, педагоги, повара, врачи и медсестры, водители... Столичное муниципальное предприятие Rīgas satiksme, предлагая 20 разных вакансий, обещает служебную гостиницу.

Если Государственное агентство занятости обычно трудоустраивало беженцев со скоростью 13 человек в год (данные за 2016–2018 г.г.), то украинские беженцы за считанные недели трудоустроены тысячами.

На это с изумлением и обидой смотрят не только мигранты из Африки, Азии и Ближнего Востока, но и свои, отечественные неграждане ЛР. Потому что в латвийских аптеках – в нарушение всех законов! – уже стоят за прилавками украинские фармацевты. Вот неграждан Латвии, тут родившихся и знающих латышский на высшую категорию, в фармацевты брать закон запрещает. А к украинским беженцам, что по-латышски ни бум-бум, ни малейших претензий.

Ну, и вишенка на торте. Как только украинский беженец заключает трудовой договор, латвийское государство дарит ему 500 евро. Это разовое пособие, которое Латвия никогда не платила раньше, не платит сегодня и не собирается платить впредь беженцам из других стран.

Приятные бонусы только для украинцев

В отличие от африканских, арабских, азиатских беженцев, украинским даже не надо подавать заявление на получение статуса беженца. Все документы, от визы до разрешения на трудоустройство, им оформляют автоматически. Так говорит специально принятый в их честь Закон о поддержке гражданского населения Украины.

Если беженцев из Сирии еще осенью в Латвии травили собаками, то украинских беженцев радостно принимают с их собачками, кошечками, хомячками и предлагают бесплатные услуги ветеринара.

"Если вместе с Вами едет домашнее животное, – гласит обращение к украинцам на сайте ветеринарной службы ЛР, – просим Вас, как обустроитесь по месту жительства, обратиться к ближайшему ветеринару. Он бесплатно осмотрит, поставит на учет, чипирует и вакцинирует животное".

Торговые сети Maxima и Lidl выделили украинцам бесплатные талоны на продукты (на 50 евро). Помощь в виде продуктовых наборов и средств гигиены оказал также "Красный крест". Помощь предоставляет также специально созданный для украинцев кризисный центр. А еще помощь украинцам оказывают местные церкви и Армия спасения. И это не говоря о том, что есть государственные продуктовые наборы от Латвии. И помощь от Европейского фонда поддержки: продуктовые наборы, средства гигиены, хозяйственные товары, детское питание и детские средства гигиены для малышей. А семьи с детьми школьного возраста могут получить комплект учебных принадлежностей.

Латвия также обеспечила украинских граждан бесплатными SIM-картами для телефонов. Им предоставляются бесплатные психологические консультации.

Нечего и говорить, что африканским, арабским и азиатским беженцам все это недоступно. Равно как и хорошее отношение со стороны местного населения. Готовность латвийцев (в первую очередь, с латышскими фамилиями) услужить украинским беженцам зашкаливает. Стоит кому-то из них в соцсетях сообщить, что надо бесплатно диван (стиральную машину, духовку, компьютер, велосипед – список безграничный), как сразу набегает куча заботливых с вопросом "куда привезти".

При этом никто не проверяет, насколько действительно все украинские беженцы нуждаются в материальной помощи (арабских, африканских, азиатских беженцев на эту тему трясут тщательно по всему ЕС). Их просто заваливают пособиями и подарками, а они тем временем горюют в соцсетях совсем не о том, чего от беженцев ждешь.

Вот выдержка из беседы в группе "Украинцы в Риге": "Моя дочь обучалась в модельной школе, есть портфолио, но в Мариуполе все осталось. Ребенок очень грустит, может подскажете, где можно найти школу модельную с лояльными расценками". На это отзывается другая украинская мамаша: "Прямо в сердце, та же история... Николь очень тоскует за модельным движем, за показами, фотосессиями, выездными съемками... Слава Украине!"

Да, часть украинских беженцев прибыла в Латвию с минимумом вещей и действительно нуждается в помощи. Но факт: значительная их часть также – это люди на хороших машинах, ищущие квартиры за 500-1000 евро в месяц, задающие в соцсетях вопросы "Есть ли у вас хорошие рестораны для веганов?", "Как тут купить машину" и "Девочки, где сделать ноготочки?" (цитаты из все той же группы).

То есть у этих людей точно все в порядке. У них все гораздо лучше не только, чем у азиатских, африканских, арабских беженцев, но и у латвийских пенсионеров, инвалидов, безработных, малоимущих. Однако "предоставление гражданам Украины бесплатных социальных услуг и социальной помощи в Латвии без оценки материального положения" – одно из положений вышеупомянутого Закона о поддержке гражданского населения Украины.

Это – другое!

Так в чем же причина столь уникального отношения к гражданам Украины? Ведь Латвия – откровенно ксенофобская страна, куда мигранты из Африки, Азии и Ближнего Востока даже боятся ехать. А если приходится, стараются побыстрей уехать. Тогда как многие из украинских беженцев, ободренные приемом, намерены тут остаться.

Вот и латвийский новостной портал LSM.lv задался вопросом: "Отчего латвийцы боялись сирийских беженцев, но приветствуют украинских?" И получил ответы: "Это не только эмпатия и солидарность. С людьми из Украины мы можем намного лучше идентифицироваться, чем с теми, кого мы не знаем, кто приходит издалека", – объяснила научный сотрудник центра Providus Иева Раубишко. Латвийский политолог Кристиан Розенвалдс высказался откровенней: "То, что мы получили людей не с юга, а тех, кто нам ближе, побратимов – не худший вариант в этой войне. К сожалению. Хоть это и звучит цинично".

В общем, все, как 80 лет назад: унтерменши и уберменши.

На самом деле, у этой разницы не одна, а две причины. Первая: своей демонстративной поддержкой граждан Украины Латвия и ее национально озабоченное общество выказывает ненависть к России. Крохотная страна, не имеющая политического веса, с удовольствием показывает фиги, факи и язык великому соседу. Отсюда такая абсурдная форма поддержки, как возможность украинкам бесплатно сделать в Латвии аборт. Ведь нет сомнений, все они поголовно изнасилованы свирепыми российскими орками!

Что касается второй причины, то о ней исчерпывающе высказалась египетская газета Daily News Egypt: "Украинский кризис показал уродливую европейскую сущность и продемонстрировал расистское отношение к арабским и африканским иммигрантам, несмотря на громкие лозунги о правах человека".

Да, ребята, это именно так и называется – обыкновенный расизм.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.