До выборов в Рижскую думу остались считанные дни, и партийные рейтинги указывают, что шансы получить места в муниципалитете имеют восемь политических сил. Вроде есть из чего выбрать, но рижане, судя по опросам, не спешат голосовать.
Кто из лидеров списков пользуется большой известностью, сколько респондентов готовы прийти на выборы и сколько на самом деле придут, может ли партийная поддержка резко измениться ко дню голосования, порталу Baltnews рассказал директор Центра исследований SKDS Арнис Кактиньш.
– Г-н Кактиньш, скоро выборы в Рижскую думу, но интересны ли они жителям столицы?
– Если мы посмотрим на данные нашего последнего опроса, который проходил в конце июля, то чуть больше половины респондентов, имеющих право голоса, точнее, 54%, указали, что определенно примут участие в выборах. В свою очередь 12% ответили, что не пойдут, а сравнительно много, 29%, сказали, что скорее могут пойти на выборы, но, может быть, и нет.
Другими словами, эти данные показывают, что, судя по всему, большинство избирателей все же интересуются выборами, во всяком случае, они собираются голосовать.
– Может ли явка быть меньше на самом деле?
– Очень часто опросы показывают куда более оптимистичную картину, чем ту, которая будет в итоге. Я уже давно заметил, судя по нашим исследованиям, что процент энтузиазма, который демонстрируют респонденты в своем стремлении пойти на выборы и проголосовать, все же обычно заметно выше, чем фактическая явка. Поэтому и указанные мною данные я бы приуменьшил.
Очень важно время опроса. Здесь большую роль играет динамика предвыборной кампании. Она является тем фактором, который сильно влияет на уровень активности. И от того, насколько активна и интересна кампания, мотивирует ли она пойти на выборы или же наоборот, явка может как возрасти, так и упасть.
Но, как я говорил, наш опрос проводился почти месяц назад. И за месяц до выборов нельзя сказать, какая будет кампания за две недели до голосования или за неделю до него, а это критически важный период для повышения активности избирателей.
Замечу, что латвийские политики, хотя бы на выборах национального уровня, довольно удачно научились мотивировать население.
Они используют древние, но проверенные методы. Например, часто слышимый лозунг "Русские идут". Определенную часть латышского электората это очень мотивирует, когда им говорят, что если вы не проголосуете за "правильных", то к власти придут "неправильные", и вы же понимаете, что тогда здесь камня на камне не останется.
Также мотивирует и другое крыло, мол, если вы не проголосуете за нас, то победят националисты и вышлют вас. И пусть это не говорится открытым текстом, как сказал я, но это неосознанно считывается.
Я указал на один элемент для части избирателей, но можно мотивировать и другими подходами. Сейчас усиливается разделение на либералов и консерваторов, где первые создают впечатление, что если победят ультраконсерваторы, то у нас тут отберут свободы, тогда как консерваторы указывают, что при победе либералов в Риге настанет прайд и будут не раздельные – мужские и женские – туалеты, а общие. Все эти приемы поднимают активность и вопрос, насколько они будут доминировать в кампании.
Я наблюдаю все эти элементы, но не скажу, что они уж очень заметны. Хотя, конечно, до выборов еще есть время.
Однако, возвращаясь к явке, я все же не исключаю, что она может быть меньше. При этом, как указывают данные опросов, именно русскоязычные избиратели, в отличие от предыдущих выборов, в этот раз могут быть пассивнее. В этой группе сильнее заметна неопределенность, кому отдать свой голос и вообще стоит ли идти на выборы.
– С чем это связано?
– С падением популярности "Согласия", ведь раньше эта партия объединяла практически всех русскоязычных избирателей столицы. Да, были еще и сторонники Русского союза Латвии (РСЛ), но эта политическая сила на прошлых и позапрошлых выборах в Риге вообще не участвовала. РСЛ и на выборах в Сейм не показал заметных результатов, думаю, из-за того, что в значительной степени был вытеснен из информационного пространства.
Однако в последние годы в "Согласии" наметился раскол – мы видим, что из партии вышли несколько бывших депутатов, которые присоединились к другим политическим силам. Еще у всех на слуху конфликты "Согласия" с "Честь служить Риге".
Поэтому сейчас уже нельзя говорить, что "Согласие" в значительной степени монополизировало значительную часть русскоязычных избирателей. Да и вообще многие традиционные избиратели "Согласия" стали сомневаться, стоит ли голосовать за них или поддержать другую политическую силу.
Сейчас выбор у русскоязычного избирателя значительно больше, чем он был в 2017 году. И, как показывают наши опросы, такое положение дел действует довольно деморализующее на этих людей.
Если раньше им было очень легко сделать свой выбор, потому что не было особо, что выбирать, то теперь они находятся в той же ситуации, что и латышскоговорящие избиратели.
У многих из них нет четкой лояльности к какой-то конкретной партии, и вопрос, за кого же им голосовать в этот раз, поднимается постоянно перед каждыми выборами.
Естественно, принятие подобных решений требует определенных интеллектуальных напряжений, что значительной части населения не особо нравится делать. Поэтому сейчас и так много русскоязычных избирателей, которые не знают, за кого голосовать, а значит, и задумываются, а стоит ли вообще идти на выборы. Это фиксируют и опросы – ответы "не буду участвовать в выборах", "не знаю, за кого голосовать", "трудно сказать" в этой группе выше, чем у латышскоговорящих респондентов.
Хотя на прошлых муниципальных выборах, если мы говорим о Риге, было совсем по-другому. Русскоязычные избиратели в целом знали, за кого они будут голосовать. Кстати, нынешнее первое место объединения "Для развития/ За!" и "Прогрессивных" как раз связано не столько с усилением их собственной поддержки, сколько с падением популярности "Согласия".
Если бы "Согласие" не находилось сейчас в незавидной ситуации, то, несмотря на рост "Для развития/За!", который все же есть, они бы не были фаворитами грядущих выборов. У "Согласия" рейтинг все равно был бы выше.
Вспомним прошлые выборы, когда они вместе с "Честь служить Риге" получили больше половины мест в Думе. Пусть ненамного больше, но все же. Тогда как нынешний их рейтинг и близко не достигает прошлых результатов, что дает многим партиям возможность побороться за голоса бывших сторонников "Согласия".
– У каких партий есть шансы получить представительство в Думе?
– Согласно нашим опросам, таких партий восемь. Нет никаких сомнений, что в Думу пройдет блок "Для развития/За!" и "Прогрессивные". Также естественно, что представительство получит и "Согласие".
Кроме того, в Думе будет "Национальное объединение" и "Новое Единство". Еще опросы показывают, что выше 5% барьера находятся "Честь служить Риге", Новая консервативная партия, Русский союз Латвии и Союз "зеленых" и крестьян (СЗК). Правда, с ними я бы не был точно уверен, хотя, возможность, что они получат места в Думе, есть.
– Помимо разделения по этнолингвистическому признаку, есть ли еще какие-то социальные группы, на которые ориентируются партии?
– Да, раскол на условно "латышские" и "русские" партии у нас был актуален всегда, и сейчас он тоже заметен. Если мы посмотрим на русскоязычных избирателей, то их выбор – это, в основном, "Согласие", Русский союз Латвии, "Альтернатива" и "Новое Согласие".
Эта партия в прошлом опросе показала заметный прирост голосов, но отмечу, что их сторонники все же не особо мотивированы идти на выборы, так что я бы не стал утверждать, что "Новое Согласие" будет в Думе. Для этого ей придется приложить большие усилия.
В свою очередь латышскоговорящие избиратели традиционно поддерживают "Национальное объединение", "Новое Единство", Новую консервативную партию, Союз "зеленых" крестьян и "Для развития/За!", "Прогрессивных". Также большинство сторонников "Честь служить Риге" – латышскоговорящие, хотя и часть русскоязычных рассматривает возможность проголосовать за них.
Интересно, что некоторый процент русскоязычной молодежи может поддержать "Для развития/За!" и "Прогрессивные". Видимо, для них основной фактор – это либеральные европейские ценности, о которых заявляет эта политическая сила.
Как мне кажется, возраст начинает играть на этих выборах свою роль. Например, сторонники того же "Для развития/За!" и "Прогрессивные" заметно моложе. И это все же определенный риск для них.
Как мы знаем с прошлых выборов, молодые избиратели с высокой долей вероятности могут не пойти на выборы.
И тем, кто надеется именно на голоса молодежи, следует это учитывать. Этой партии не просто нужно найти способ привлечь молодежь, но и необходимо сделать так, чтобы они пришли на участки.
Если мы посмотрим на возрастных избирателей, то заметим, что среди сторонников Русского союза Латвии как раз преобладают такие люди. Так же старше избиратели Союза "зеленых" и крестьян, правда, в отличие от РСЛ, они преимущественно латышскоговорящие, а не русскоязычные. В свою очередь у других партий нет каких-то четких закономерностей в возрасте избирателей.
– Вы упомянули СЗК, который довольно долго не может преодолеть 5% барьер на выборах в Риге, но сейчас у него есть шансы. С чем связан рост рейтинга этой политической силы в столице?
– Вы правильно отметили, у них есть шансы. Наши опросы показывают, что и на многих других выборах в Риге рейтинг СЗК был выше, чем их реальный результат на выборах. На мой взгляд, это связано с тем, что их избиратель все же меньше мотивирован голосовать, чем сторонники других партий.
Ведь одно дело – ответить в опросе, какую партию можно было поддержать на выборах, а совсем другое – действительно прийти на выборы и потратить свое время, чтобы проголосовать.
Как будет сейчас, посмотрим, но исторические данные указывают, что у них может быть хуже результат, чем им дают опросы. С другой стороны, мы видим, что у них новый лидер Виктор Валайнис, который в короткие сроки сумел заявить о себе в столице. Да и кампания у Союза "зеленых" и крестьян довольно активная. Заметно, что СЗК вложил в эти выборы большие ресурсы, и в это раз он может получить хороший результат. Поживем – увидим, время покажет.
– Кто из лидеров списков наиболее известен среди рижан?
– Можно сказать, что известность лидеров списков все же довольно низкая. Лучше всего выглядит Олег Буров, его знают 57% опрошенных избирателей. Тогда как остальных знают намного меньше респондентов.
Где-то каждый третий знает, кто такой Ральф Немиро. Поэтому хоть у KPV LV ("Кому принадлежит страна?" – прим. Baltnews) рейтинг и не очень высокий, но их лидер списка хотя бы более или менее известен. Примерно каждый четвертый рижский избиратель знает Вилниса Кирсиса из "Нового Единства", Эйнарса Цилинскиса из "Национального объединения", Мартиньша Стакиса из "Для развития/За!" и Мирослава Митрофанова из Русского союза Латвии.
В свою очередь остальные известны значительно меньше.
И здесь, на мой взгляд, хорошо заметна слабость "Согласия". Их лидера Константина Чекушина знает лишь 9% столичных граждан.
При этом он не известен не только латышскоговорящим избирателям, что не должно удивлять, но и в русскоязычной среде он не пользуется большой популярностью. Абсолютное большинство русскоязычных респондентов также отметили, что не знают этого кандидата. У Мирослава Митрофанова были намного лучшие результаты, что потенциально дает дополнительные шансы РСЛ и ухудшает положение "Согласия".
Ведь, согласно нашему опросу, Чекушин не особо известен и среди сторонников "Согласия". Конечно, в этой группе его узнаваемость выше, но и там она не такая высокая, в отличие от Мирослава Митрофанова. Его избиратель Русского союза Латвии отлично знает.
Также популярны среди сторонников своих партий Олег Буров и Вилнис Кирсис. Тогда как другим политическим силам надо бы поработать над этим вопросом, в том числе и блоку "Для развития/За!" и "Прогрессивным".
– Нынешние рейтинги еще могут поменяться до выборов?
– Естественно, могут поменяться. Ведь значительная часть избирателей свой выбор делает даже не в последнюю неделю, перед выборами, а в последний день, а то и на избирательном участке. И могу сказать, что даже опрос, сделанный за неделю до даты голосования, ни в коем случае не будет соответствовать результатам.
В рамках кампании люди могут поменять свое мнение и за день до голосования, поэтому гарантий, что наш опрос, который мы сейчас обсуждаем, точно отразит положение партий после выборов, нет.
Да и вообще этот опрос был проведен почти месяц назад, поэтому и я не удивлюсь, если на данный момент предпочтения избирателей уже другие и отличаются от рейтингов. Большое значение имеет и явка избирателей – кто из партий сумеет мобилизовать свой электорат.
Так что теоретически я бы не исключал и того, что нынешний лидер "Для развития/За!" и "Прогрессивные" могут и не занять первое место, а победителем выборов станет "Согласие", если вдруг все же привлечет разочаровавшихся в нем сторонников.