Президент Латвии Эгил Левитс внезапно стал блогером. Идея с помощью интернет-площадки говорить с молодежью кажется вполне разумной и перспективной в современных реалиях. Только форма и вид общения вызывают порой неловкость.
Президент не для всех
Например, недавно президент обратился к народу с призывом критически оценивать информацию в интернете. Мысль стара как мир – проверь, прежде чем публиковать.
Разнообразить очевидные мысли Левитс решил фотообоями с рисунком морской волны. "Оригинальность" обращения президента вызвала в обществе смех.
Но если эту историю можно назвать безобидным и неумелым пиаром, то другое обращение Левитса не что иное, как очередная попытка расколоть латвийское общество.
Президент Латвии призвал молодежь не только говорить, но и думать по-латышски.
"За признание латышского языка боролись, по крайней мере, восемь-девять поколений до вас, но у вас особая роль – удержать завоеванное, каждый день употребляя латышский язык и с течением времени модернизируя, совершенствуя его", – добавил Левитс.
Только позиционирующий себя как "отец нации" Эгилс Левитс забыл упомянуть о 40% русскоязычных жителей Латвии, среди которых есть и молодые люди. Президент четко разделил народ на своих и чужих.
Правозащитник и юрист Елизавета Кривцова тогда на русском ответила Левитсу, "поблагодарив" президента за заботу о языке нацменьшинств.
"Родной язык – это язык нашего сердца. От всего сердца я люблю свою Родину – Латвию. Спасибо вам, господин президент, за то, что вы это понимаете, а также за поддержку родного языка каждого жителя Латвии", – отметила она.
"Обещать не значит жениться"
"Обещание стать президентом для всех латвийцев господин Левитс пока не выполнил", – подчеркнул как-то известный политолог, профессор Латвийского университета Юрис Розенвалдс.
Хотя сам президент, похоже, так не считает. Выступая на школьной линейке, он заявил, что все жители Латвии равноправны и их объединяет одно – латышский язык.
Возможно, причина столь слабого понимания происходящего в стране заключается в оторванности от реальности.
Об этом как-то говорила политолог, профессор университета имени Паула Страдыня Илга Крейтусе.
"Народный президент – это когда ты идешь к народу и говоришь с народом, получаешь ответ и реагируешь на то, что народ говорит. Но создается впечатление, что господин президент работает в замке довольно закрыто, мало кто осведомлен о том, что он делает. Имеется слабая связь с теми проблемами, которые нужно решать, и, по-моему, присутствует ненужное невмешательство и не высказывание мнения там, где имеется острое столкновение мнений", – заявляла она.
Законы Левитса
В свое время Левитс прославился авторством преамбулы к Конституции Латвии. Помимо всего прочего, в ней говорится, что народ Латвии не признавал оккупационные режимы, сопротивлялся им и снова обрел свободу, восстановив государственную независимость 4 мая 1990 года на основании непрерывности государственности.
Представитель латышскоязычной элиты, публицист Марис Зандерс как-то отметил лживость этих слов. Он считает, что президент намеренно ретуширует историческую действительность.
"Отношение к преамбуле неоднозначное даже в моем кругу знакомых. Почему нужно было писать там, что мы боролись и не принимали оккупационную власть 50 лет? Моя семья не вступила в партию. Для нас это было принципиально. Но некоторые с большим успехом пожинали плоды сотрудничества. Если ты пишешь в преамбуле ложь, то это некрасиво. Выглядит так, что в компартии состояли только приезжие", – сказал Зандерс.
Если обратиться к прежним интервью Левитса, то можно разглядеть вполне здравый посыл. В беседе с Первым балтийским каналом, еще будучи кандидатом в президенты, он как успешный юрист с уверенностью намеривался инициировать изменения в подоходном налоге и бороться с социальным неравенством в стране.
"Президенту нужно мнение общества выражать и передавать его дальше политической элите", – говорил тогда он, подчеркивая, что будет президентом для всего народа Латвии, включая русских жителей.
Конечно, президент для Латвии – фигура в большей степени декоративная, хотя и обладает определенными полномочиями, в обществе многого от него не ждут. Но и декорация может быть созидающей или разрушающей.
В свое время он продвинул в Сейм инициативу, ограничивающую вещание ТВ передач на русском языке в Латвии, позже своим первым законопроектом решил укреплять "латышскость".
Грустно и даже нелепо, что в период кризиса из-за COVID-19, безработицы, насущных проблем в медицине президент озадачен языковым вопросом или законопроектом "О латышских исторических землях".
Поэтому пока даже для лояльно мыслящих и "правильно" думающих жителей страны президент не смог стать "отцом нации".
Мнение автора может не совпадать с позицией автора.