Минувший год был трудным для всех, но для некоторых представителей правящей элиты в Латвии он оказался вдвойне тяжелым. И дело не только в пандемии коронавируса и последующем экономическом кризисе. Дополнительные сложности в жизни им обеспечило Бюро по предотвращению борьбы с коррупцией (БПБК, KNAB).
Алдис Адамович и щедрые компенсации
Осенью минувшего года прокуратура направила в Сейм запрос выдать депутата Сейма от "Нового Единства" Алдиса Адамовича для возбуждения уголовного дела. Адамовичу инкриминировали нарушение сразу нескольких статей Уголовного закона Латвии: мошенничество, злоупотребление служебным положением и служебный подлог. По версии Бюро, заинтересовавшегося сомнительными делами Адамовича, все это продолжается с начала созыва 13-го Сейма, после ноября 2018 года.
Адвокат Адамовича Иева Гаранча раскрыла суть претензий БПБК. Уголовный процесс запущен по вопросу выплаты депутатам компенсации транспортных расходов и арендной платы. Бюро считает, что депутат мошенническим образом получил компенсацию транспортных расходов в размере 83 евро и примерно 2000 евро за аренду жилья. Сам Адамович свою вину отрицает.
Однако после заявки Бюро Комиссия Сейма по мандатам, этике и заявлениям в этот же день единогласно приняла решение о выдаче депутата.
Адвокат отмечает, что в случае с арендой возможна неправильная трактовка закона. Что касается транспортных расходов – имеется два чека. По первому все улажено. По второму депутат заправлял не принадлежащий ему автомобиль, но использовал его для работы.
Артус Кайминьш и сомнительная бухгалтерия
В распоряжении Neatkariga появилась информация о возможном новом уголовном преследовании депутата Сейма от партии KPV LV Артуса Кайминьша.
Было основания полагать, что БПБК нашло доказательства нарушения Кайминьшем по части 3 статьи 217 – нарушение правил бухгалтерского учета и статистической информации в корыстных целях, причинившее значительный ущерб государственной власти или административным процедурам, или защищенным законом личным интересам. Однако состав преступления не нашли.
После этого прокуратура потребовала выдать Кайминьша для уголовного преследования, но по более "мягкой" статье: нарушение бухгалтерских норм, это часть 1 статьи 217 Уголовного закона – укрывание или подделка указанных в законах бухгалтерских документов предприятия или организации, годовых отчетов и другой информации.
По словам пресс-секретаря прокуратуры Айги Эйдуки, от Сейма требуют выдачи Кайминьша именно по этой статье. Сам политик заявил СМИ, что ничего об этом не слышал: "Никто не проинформировал меня как-то иначе".
Правда, Генеральная прокуратура действительно обратилась к Сейму с просьбой позволить привлечь Кайминьша к уголовной ответственности.
Министр Пуце и парковка
Самый громкий скандал, который закончился отставкой министра защиты среды и регионального развития Юриса Пуце, начался после того, как бывший член партии "Для развития Латвии", депутат Рижской думы Марис Мичеревскис решил рассказать, как Пуце попросил его сделать ему пропуск депутата на автомобильную стоянку Рижской думы.
В БПБК подтвердили, что процесс по делу Пуце запущен, но больше никаких комментариев в Бюро не давали.
"KNAB в настоящее время не может комментировать процесс оценки, вовлеченные стороны и методы проверки", – сказала представитель бюро Паула Вилсоне.
Олег Буров в золотых часах
30 декабря 2020 года БПБК направило материалы уголовного дела в прокуратуру Рижского суда для преследования одного должностного лица Рижского самоуправления, двух членов правления фонда и одного представителя ассоциации.
По данным LSM, в деле оказался замешан бывший мэр столицы Олег Буров и экс-глава Рижского бюро по развитию туризма Янис Ензис. Бюро подозревает должностных лиц в подделке документов в корыстных целях.
Это уже второй вопрос к Бурову от БПБК. Перед выборами в Рижскую думу в августе кандидат в депутаты от партии "Согласие" Гунтарс Гринвалдс попросил Бюро проверить, откуда у кандидата в мэры Бурова золотые часы стоимостью от 8,5 до 25 тысяч евро.
Гринвалдс утверждал, что данное приобретение не задекларировано Буровым. В свою очередь, Буров указывал, что эти часы ему подарили более десяти лет назад.
Кроме того, Гринвалдс попросил БПБК расследовать пользовался ли Буров разрешением предприятия Rīgas nami на бесплатную стоянку возле Дома Конгрессов, хотя уже не был должностным лицом или сотрудником Рижской думы.
В ответ на обвинения Буров указал, что пропуск у него остался со времен председательства в Думе, а также пообещал, что больше не будет им пользоваться. Позже все обвинения были сняты, так как БПБК ничего не обнаружило.