После оглушительного провала "Согласия" на выборах в Рижскую думу стало понятно, что этой партии больше не вернуть своих позиций. Монополия на так называемом русском поле в Латвии закончилась – бывший мэр города Нил Ушаков, главная "звезда" партии, уехал в Брюссель и стал светить в коридорах Европарламента.
"Согласие" без Нила Ушакова, подточенное чередой скандалов, пришло в упадок.
Вячеслав Домбровский, который непродолжительное время поработал в этой партии, довольно быстро понял, что там ему ничего изменить не удастся – слишком сильны инертные настроения. К тому же пост председателя партии занял Янис Урбанович, который известен своим жестким подходом. Для Домбровского, которого многие называют политическим идеалистом, все это стало неприемлемым.
После его ухода из "Согласия" эксперты сразу заговорили о том, что вряд ли он будет довольствоваться статусом "независимого депутата Сейма". Домбровский амбициозен в хорошем смысле, и появление его партии было вопросом времени. В понедельник он объявил о том, что создает новую политическую силу – "Республика 2030".
"Мы выдвигаем на государственном уровне цели, способные объединить всех жителей Латвии. Вместе с предпринимателями, самыми яркими академическими умами, чиновниками с государственным мышлением и активными представителями общества мы создадим видение развития предприимчивого латвийского государства", – говорится в манифесте организации "Республика 2030".
Домбровский хочет сделать ставку на развитие экономики. Это логично, учитывая, что у него по экономике докторская степень.
"Наша цель – стать за двадцать лет одной из самых развитых стран мира. При нынешних темпах развития этого не произойдет даже за сто лет. К 2030-му году мы должны достигнуть лидерства в регионе, оставив далеко позади Литву и Эстонию", – цитирует Домбровского интернет-портал Delfi.
"Республика 2030" намерена сосредоточить внимание на увеличении экспорта товаров и услуг – как минимум на 50% к 2026 году, привлечь крупные иностранные инвестиции в региональные промзоны, а также создать региональный кластер передового опыта высшего образования, чтобы в 2030 году в Латвии училось 50 тысяч иностранных студентов. Среди других приоритетов организации: развитие отрасли медицинских технологий и экспорта услуг здравоохранения, позиционирование Риги как регионального центра экспорта бизнес-услуг", – говорил он.
Организация обещает придерживаться принципов равноправия.
"Мы будем искать то, что объединяет общество, а не разделяет его. Мы должны создать партию, в которой и латыши, и нелатыши будут работать наравне. Все жители Латвии – наши, независимо от национальности, происхождения, пола или религиозной принадлежности", – продолжил экс-министр образования и науки.
Попытки сделать партии для всех в Латвии предпринимались и раньше, но обычно большого успеха не достигали. Избавиться от принципа этнического голосования в стране пока не удается. Другой вопрос, что пытаться все-таки нужно – не сразу, но в конечном итоге у кого-то должно получиться.
Проблема в том, что пока латыши и русскоязычные голосуют преимущественно "за своих". Об этом, кстати, в свое время говорил один из лидеров партии "Для Развития/За!" Даниэль Павлютс: "Привлекая один голос русского, мы теряем двух латышей". Вряд ли за эти пару лет ситуация кардинально изменилась.
Отметим, что кроме Домбровского в новой партии запланировано участие целого ряда известных политиков – в частности, свое участие в ней подтвердил бывший министр сообщений Анрийс Матис, экономист Сергей Губин, бывший директор Госканцелярии Элита Дреймане, бывший заместитель госсекретаря Министерства финансов Александр Антонов и многие другие.
Каким бы в итоге ни был результат у партии Домбровского, пока этот проект выглядит наиболее рациональным. Плюс он может создать предложение и для так называемого русского поля, поскольку многие ищут альтернативу умирающему "Согласию", но не хотят уходить в крайности, которые предлагает, например, Русский союз Латвии.
Гобземс и Шлесерс за "христианский подход"
В то же время о своем намерении побороться на выборах в Сейм заявил Алдис Гобземс, давно избравший для себя "популистскую модель завоевания электората" и неожиданно восставший из, казалось бы, небытия экс-вице-премьер Латвии Айнарс Шлесерс.
Партия Гобземса "Закон и порядок" уже прошла процедуру регистрации и Регистре предприятий. В ряды новой организации уже влились депутаты Сейма Любовь Швецова, которая ушла из "Cогласия" вместе с Домбровским, и Юлия Степаненко, которая известна своими крайне консервативными взглядами по семейным вопросам.
Неудивительно, что Гобземс в качестве своих ценностей называют крепкую семью, народ и государство, традиционные христианские ценности, а также "упорный труд за справедливое вознаграждение".
Что касается "политического бульдозера", как раньше называли Айнарса Шлесерса, то его возвращение совпало с обвинением, которое ему и бывшему премьер-министру Андрису Шкеле, выдвинутым прокуратурой по так называемому делу о цифровом телевидении. Дело это древнее, но сейчас вышло на новый уровень.
Стремительное возвращение в информационную повестку – в духе Шлесерса. Он любит ярко врываться в процесс, что в очередной раз и продемонстрировал. За двадцать лет Шлесерс сменил около пяти политических партий. Чем будет заниматься новая партия, пока не очень понятно, но, как и Гобземс, Шлесерс хочет опираться на "христианские ценности":
Бывший вице-премьер ищет сотрудничества с единомышленниками, которые, как и он, верят в христианские и семейные ценности, хотят, чтобы "авиационная отрасль снова стала историей успеха", а Латвия благодаря сфере информационных технологий "стала новой Кремниевой долиной Европы".
Так что на предстоящих выборах скучно не будет. А уж у кого что получится – узнаем совсем скоро.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.