Маятник не остановить: страны Прибалтики никак не поощряют прирост населения

© Sputnik / Константин Михальчевский

Убыль населения в странах Прибалтики в период пандемии резко возросла, но дело не в смертности и даже не в самом вирусе. Люди покидают регион в поисках лучшей доли.

Закрытые границы не позволяют жителям стран Балтии уезжать в государства Центральной Европы и Скандинавии с такой же легкостью, но демографический кризис в этот период стал еще острее.

Среди государств Евросоюза, Литва и Латвия находятся в самом низу рейтинга по уровню прироста населения. Например, Латвия стала абсолютным лидером по убыли населения в ЕС с 2000 года. За 21 год в этой стране количество жителей уменьшилось на 20,5%. Об этом свидетельствуют данные исследования Eurostat.

Литва не сильно отстает от своей соседки. За 21 год она показала убыль населения 20,4% (рассчитывается из показателей миграции и притока эмигрантов, смертности и рождаемости). Немного лучше статистика в Эстонии, как в самой богатой стране региона. Здесь с 2000 года количество жителей сократилось всего на 5,1%.

Однако 2020 год показал очень неоднозначные результаты. В Литве, Латвии и Эстонии существенно увеличилась убыль населения. Но при этом коэффициент смертности в таких странах остался почти на том же уровне.

Нет миграции – нет прироста населения

В Эстонии демографическая проблема ощущается не так сильно, как в соседних Литве и Латвии. С 2000 года жителей этой балтийской страны стало меньше всего на 5,1%. По сравнению с другими государствами региона, где этот показатель перевалил за 20%, демография Эстонии находится хоть и в упадке, но все же на приемлемом уровне.

Но во время пандемии проявилась очень странная особенность. Согласно данным Департамента статистики, за 2019 год в Эстонии наблюдался прирост населения на 5,6 тысячи человек. Однако в 2020 году население этой страны, напротив, уменьшилось на 3,9 тысячи человек.

Такие показатели можно списать на пандемию коронавируса, которая якобы массово уносит жизни жителей страны.

Но проблема в том, что коэффициент смертности в Эстонии в 2020 году остался почти на том же уроне, что и в 2019 году – 11,75 и 11,86 (количество смертей на тысячу населения) соответственно. Выходит, дело не в пандемии.

Но чем еще отличается 2020 год от остальных и почему население страны, которая считается наиболее благополучной среди государств Балтии, так резко стало снижаться?

Если посмотреть на статистику внимательно, то станет понятно, что в 2019 году прирост населения был не естественным, а миграционным. За этот период количество смертей намного опережало показатель рождаемости (-1490). А вот миграционный прирост в Эстонии был на достаточно высоком уровне. В 2019 году в Эстонию приехало жить 12,2 тысячи, и выехало за рубеж всего 7,2 тысячи человек.

Во время пандемии, когда границы закрылись, появилось отрицательное сальдо. Эстонский экономист Леонид Цингиссер рассказал в беседе с Baltnews о причинах таких показателей:

"Население в Эстонии растет только за счет миграции. Показатели смертности и рождаемости в последние десятилетия отрицательные. И в будущем вряд ли что-то изменится. С той пропагандой ЛГБТ, которая есть у нас в стране, исправить это не получится. Однополые семьи не увеличивают рождаемость и не дают прирост населения".

"Но и отменить такую пропаганду нельзя из-за политики Евросоюза. Венгрия недавно попыталась это сделать, введя запрет на пропаганду ЛГБТ среди несовершеннолетних. В ЕС не просто осудили правительство Будапешта, а даже готовы были перестать их финансировать", – отметил эксперт.

Эстония действительно не пойдет на такой шаг, ведь дотации от Брюсселя кране важны для бюджета страны. Даже призрачный шанс лишиться финансирования может быть воспринят в балтийской стране как катастрофа. Демографический кризис и естественная убыль населения, видимо, являются не такой серьезной проблемой для властей Таллина.

"Программ для молодых семей в стране нет. Вместо этого есть пропаганда ЛГБТ, как того хотят в Брюсселе. Для Эстонии этот путь убыточный. Сейчас можно даже согласиться с представителями оппозиционной партии "Экран", которые говорят, что власти поддерживают "европейские ценности", действуя против своего народа", – добавил эксперт.

"Чтобы эстонский народ сохранился, нужно повышать собственную рождаемость. Но прирост населения происходит исключительно за счет мигрантов. И если так будет продолжаться в будущем, то страшный сон консерваторов станет реальностью – эстонский народ будет растворяться в иммигрантах. Но если закрыть границы, то сальдо будет отрицательным, и Эстония рано или поздно вымрет", – констатировал Леонид Цингиссер. 

Эстония действительно оказалась в патовой ситуации, когда выбор стоит между этническим и физическим уничтожением нации.

Коэффициент рождаемости (количество новорожденных на 1000 человек) падает почти каждый год. В 2017 году этот показатель составлял 10,4, в 2018 – 10,3 (-0,68%), в 2019 – 10,2 (-0,73%), а в 2020 уменьшился еще на 0,84%.

Проблема Латвии – не COVID-19, а кое-что пострашнее

Латвия уже традиционно считается в Евросоюзе государством, где население стабильно сокращается с 1990-х годов. В 1995 году в стране насчитывалось 2,5 млн, в 2000 – 2,3, в 2010 – 2,1 млн, а в 2020 –1,9 млн.

В 2020 году убыль населения составила приблизительно 22,4 тысяч человек. При этом еще в 2019 году этот показатель находился на отметке 12,3 тысяч человек.

Выходит, убыль населения в Латвии в 2017 году составила 0,8%, в 2018-м – 0,7%, в 2019 – 0,6%, а в 2020 она поднялась сразу до 1,18%.

По данным Центрального статистического управления Латвии (ЦСУ), эмиграция была основной причиной сокращения населения в стране в период с 2008 по 2016 год. Но вот последующие три года число людей в государстве снижалось преимущественно за счет естественного сокращения населения.

Глядя на эти данные, непонятно, радоваться таким цифрам или нет. С одной стороны, в 2020 году из-за пандемии меньше латвийцев стало покидать страну, что положительно отражается на демографической ситуации. С другой стороны, даже это не спасло ее от растущей убыли населения.

И вот тут появляется тот же феномен, что и в Эстонии. Несмотря на пандемию COVID-19 и всю истерию, связанную с вирусом, уровень смертности в Латвии в коронавирусный год почти не изменился. В 2019-м умерло примерно 27,6 тысячи, а в 2020-м – 27,5 тысячи. То есть во время пандемии количество смертей в стране даже уменьшилось.

Выходит, причина убыли населения – это не вирус, а все те же проблемы в экономике, здравоохранении, нежелании молодых пар заводить детей.

В 2020-м, когда многие латвийцы оказались заперты в своей стране, ситуация стала намного хуже, раз мы видим убыль в 11,8% вместо 0,6%, как это было в 2019-м.

При этом в Латвию, как это происходит с Эстонией, так активно мигранты (как на сезонные заработки, так и на постоянное место жительства) не приезжают. "Выравнивать" демографический показатель за счет людей из-за границы не получается.

Коэффициент рождаемости (количество новорожденных на тысячу населения) находится в Латвии на очень низкой отметке и продолжает падать. В 2018 году этот показатель составлял 10,6, в 2019 – 10,5 (-0,76%), а в 2020 опустился до 10,4 (-1,40%)

У молодых семей в Латвии сегодня часто нет условий для рождения хотя бы одного ребенка. Приобретение собственного жилья становится для молодежи почти непосильной задачей. Исследовательский центр Norstat Latvija выяснил, что 49% жителей Латвии в 18 до 29 лет хотели бы приобрести жилье в собственность, но ежемесячный платеж по ипотеке (особенно в первые годы) существенно выше арендной платы за жилье.

Отдельные банки предлагают какие-то меры поддержки населению, но этого все равно недостаточно для того, чтобы повысить рождаемость.

Как и в случае с Эстонией, латвийским властям необходимо вводить реальные меры поддержки молодых родителей, а также менять идеологию, которая настроена против традиционных семей.

Виновата не пандемия, а экономика

В Литве ситуация в чем-то схожая. По данным Всемирного банка, население этой страны в 2017 году сократилось на 1,4%, в 2018-м – на 1%, в 2019-м – на 0,5%. А вот в 2020 году этот показатель уже составил 1,63%. Может показаться, что в Литве, в отличие от Эстонии и Латвии, именно пандемия стала причиной растущей убыли населения.

Но и в этом случае COVID-19, как утверждал еще в феврале 2021-го руководитель Института общественной географии и демографии Литовского центра социальных исследований Донатас Бурнейка, не сыграл ключевой роли.

"Большинство смертей связано не с COVID-19, а с другими причинами. За счет положительной миграции численность населения Литвы растет второй год подряд. Это означает, что рост населения был выше из-за миграции, чем снижение из-за смертности. Карантинные меры увеличили смертность больше, чем сама эпидемия", – заявил он.

Выходит, в Литве происходит нечто среднее по сравнению с Латвией и Эстонией. В стране продолжает снижаться рождаемость и повышаться смертность, причем даже приток мигрантов в Литву (как и проблемы с выездом за границу для самих литовцев из-за локдауна) не может их компенсировать.

Когда пандемия уйдет и литовцы смогут отправляться на ПМЖ или сезонные заработки в страны Западной и Северной Европы как раньше, сработает эффект пружины.

Многие жители балтийской страны слишком долго сидели дома, хотя привыкли работать в Великобритании, Германии, скандинавских странах. Очевидно, что, как только им дадут "зеленый свет" для работы за рубежом, Литва в течение нескольких месяцев потеряет десятки тысяч рабочих рук.

Причиной, кстати, станет еще и ухудшающаяся ситуация в экономике государства, которая пострадала от локдаунов. Что-то подобное уже было в 2008–2009 годах, когда после кризиса во всем мире многие жители балтийской страны приняли решение, что, раз уж везде стало жить немного хуже, значит, зарабатывать лучше не дома, а в Западной и Северной Европе. Именно в тот период из Литвы всего за пару месяцев уехало несколько сотен тысяч жителей.

Для стран Балтии пандемия оказалась действительно тяжелым временем. И дело не только в экономическом кризисе, но и в демографической катастрофе, которая становится все очевиднее.

Во время локдаунов в Литву, Латвию и Эстонию прекратился приток мигрантов с Украины, из других стран СНГ и даже из Ближнего Востока. А собственных сил для поддержания сегодняшнего уровня населения у стран уже не хватает.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.