Выборы в Сейм Латвии осенью 2022 года обещают быть интересными. В политику возвращаются настоящие акулы. Они долго плавали на глубине, но время и стечение обстоятельств заставили их вернуться на поверхность. Теперь они показали зубы и готовы ринуться в бой. За Латвию.
Во всяком случае, первое впечатление складывается именно такое. На политическую сцену из-за кулис вышел Айнарс Шлесерс. Личность интересная и неоднозначная. Миллиардер и бывший министр сообщения в одном лице. Вышел не один. Собрал команду профессионалов. Назвал ее: "Латвия на первом месте". Само именование свидетельствует об амбициозных планах ее основателя и всех участников ее команды.
В числе сторонников Шлесерса – много имен, известных латвийскому избирателю уже давно. В частности, к нему присоединились известный политик, который в девяностые годы занимал в Латвии должность премьер-министр, Вилис Криштопанс.
Другие участники команды Шлесерса: экс-министр внутренних дел Эрик Екабсонс, представитель Латвии в НАТО Раймонд Рубловскис, экс-начальник Дорожной полиции, руководитель отдела превенции Госполиции Эдмунд Зивтиньш.
Главное, что отличает команду Шлесерса, – четкая структура внутри и наличие программы, которая нацелена на достижение большой цели: превращение Латвии в "северный Дубай". В партии уже даже распределили кандидатов на министерские посты. За год до парламентских выборов. Вероятнее всего это делается с определенной целью – доказать, что партия готова работать на своего избирателя. Причем как латышского, так и русскоязычного.
В частности, на пост министра внутренних дел выдвинули Любовь Швецову, депутата Сейма 13-го созыва. Она баллотировалась в парламент от партии "Согласие", после стала независимым депутатом. Вместе с депутатом Юлией Степаненко, они сначала присоединились к новой партии Алдиса Гобземса "Закон и порядок", но после ушли от него. К Шлесерсу. В разговоре с Baltnews, Швецова рассказала, чем было обусловлено такое решение, и в чем сила команды Шлесерса.
Взгляд изнутри
– Г-жа Швецова, вы и Юлия Степаненко стали участниками команды Шлесерса. Почему вы приняли такое решение? Что Вам особенно близко в ценностном плане в программе партии?
– Для того, чтобы сделать шаг вперед, надо сделать несколько шагов назад. В политике очень важна платформа, и эта платформа определяется качеством команды и качеством профессионализма, качеством предложения, которое может быть сделано со стороны политической силы.
"Латвия на первом месте" – это та платформа, которая объединила в составе команды self-made persons. Людей, которые реализовались как специалисты, профессионалы, эксперты. Это очень большой плюс. Много тех, кто умеет красиво разговаривать и писать красивые речи, называть цифры и манипулировать эмоциями. Но в состав команды "Латвия на первом месте" входят те, кто реализовал себя в бизнесе и профессиональных областях.
Шлесерс и другие члены команды могут предложить реальные инструменты решения накопившихся проблем в обществе и государстве.
Еще одним веским аргументом при принятии решения о присоединении к команде "Латвия на первом месте" – это то, что многие сейчас на фоне пандемии и коронавируса пытаются разделять общество и делать пиар-компанию.
В программе партии сказано, что мы уважаем право человека на выбор. Основной месседж и посыл политической силы – это решение экономических вопросов. Это основа, которая влечет за собой все остальное. Если государство активно защищает свой национальный бизнес, национальные интересы, то, естественно, оно может заработать достаточное количество средств и направить их на здравоохранение, образование, исследования.
Когда мы говорим, что "Латвия на первом месте" – это защита в первую очередь латвийских национальных экономических интересов, а потом уже и всех остальных интересов государства. Суть проста. Латвия должна быть первой. В спорте, в науке, в качестве и надежности медицины. Не только в Европе, во всем мире.
Это очень амбициозный и сильный посыл. Это будет трудно реализовать. Будут и сложности, и критика, но когда есть команда профессионалов, то это тот инструмент, с помощью которого можно достичь столь амбициозной цели.
– Шлесерс говорил о необходимости налаживания отношений с Россией. Насколько это реально в нынешних условиях и может ли членство Латвии в ЕС помешать диалогу с РФ?
– ЕС неоднороден. В нем много государств, каждое из них по-разному строит свои взаимоотношения, в том числе и с Россией. Например, канцлер Австрии [Себастьян Курц] написал позитивный пост после встречи с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Та же самая Венгрия встречается и дискутирует в двустороннем порядке с Россией, президент Эстонии, который сейчас сменился, но она тоже была с визитом в России.Германия и Франция предлагали выстраивать двусторонние отношения с Россией в рамках ЕС.
Я считаю, что прагматичные и обдуманные взаимоотношения в интересах Латвии безусловно являются в том числе одним из тех аспектов, над которыми будет работать "Латвия на первом месте".
На конгрессе партии Шлесерс с трибуны заявил о том, что он готов встречаться в рамках двусторонних взаимоотношений и обсуждать те проблемные вопросы, которые касаются наших государств (России и Латвии – прим. Baltnews). Мы однозначно против разжигания конфликтов с соседом, который находится очень рядом. Нелогично постоянно ссориться и конфликтовать. Рано или поздно здравый смысл должен возобладать и вернуться в повестку дня.
– Кто ваш избиратель?
– Мне видится, что это сегмент экономически активных, самостоятельно думающих и занимающихся хозяйственной деятельностью граждан и предпринимателей.
Такие лозунги и предложения близки представителям национального малого и среднего бизнеса. В том числе и тем, кто заинтересован в сохранении адекватного подхода к взаимоотношениям с Россией.
Безусловно, это может быть бизнес, который не кормится на госзаказах и на перераспределении европейских фондов, при этом осваивает иностранные рынки, а также заинтересован в дополнительной поддержке и освоении других рынков за пределами ЕС.
Исходя из тренда, у нас политически поддерживается только бизнес с европейским рынком. А если вы рискуете и работаете с азиатским регионом, Африкой или Латинской Америкой, трудно получить поддержку со стороны министерств экономики или иностранных дел.
Поэтому полагаю, что представители той части бизнес-среды, которая ориентирована на данное направление, тоже может быть заинтересована в поддержке партии "Латвия на первом месте".
– А каков возраст потенциального избирателя?
– Дискуссионный вопрос насчет возрастных категорий. Электорат Гобземса – это молодежь, но к сожалению, за хайпом Гобземса не скрывается содержание и реальное видение, как решать наболевшие проблемы.
Есть проблема с невозможностью реализации молодежи, которая связана с ограниченной экономикой и с тем, что большой процент молодых людей уезжает. Даже те, кто занимается бизнесом в Латвии, в основном работают на экспорт. То есть не остаются на местном рынке. Конкуренция очень высокая, а без дополнительной поддержки сложно.
– Последние выборы показали, что русскоязычные избиратели очень разочарованы. Раньше голосовали за "Согласие", но теперь эту часть электората партия потеряла. Как вы считаете, есть ли шанс вернуть этих людей к участию в политической жизни?
– "Согласие" от Сейма к Сейму теряли голоса. Это не было сильным ударом, но визуально, если мы посмотрим по цифрам, то от 31 депутата максимально становилось все меньше и меньше. И в 2018 году это был 21 депутат. В Сейме для "Согласия" это самое маленькое количество из избранных по сравнению с предыдущими периодами.
Если анализировать выборы в Рижскую думу, то там 60 тыс. человек не пришли голосовать за "Согласие". Однако они [также] не пошли голосовать ни за "Русский союз Латвии", ни за партию "Прогрессивные".
Но какое решение примут в следующем году эти 60 тыс. человек? Сможет ли Нил Ушаков и Янис Урбанович реанимировать "Согласие"? Удастся ли вернуть избирателей? Это дискуссионный вопрос.
Я надеюсь, что "Латвия на первом месте" сможет говорить с этим электоратом на понятном языке и предложить свою программу и команду для того, чтобы люди пришли и проголосовали.
– В команде Шлесерса много русских фамилий. Почему принято решение выдвинуть на пост президента кандидатуру Юлии Степаненко?
– Это важный идеологический посыл: избрать президентом человека по фамилии Степаненко. Посыл такой, что русскоговорящая часть общества должна принять участие в управлении государством.
Этнические вопросы – очень чувствительные. А люди очень импульсивно реагируют на такие вещи. Я считаю, что Шлесерсу удастся во главе поставить объединение русскоязычного и латышского населения, что поможет решить сложные вопросы в стране.
Мы объединяемся для того, чтобы защищать консервативные ценности и делать нашу жизнь качественной, а экономику – более конкурентоспособной. Не ковыряться в ранах боли и обидах. Решать проблемы– это очень важный момент.
Взгляд снаружи
Мнение участника команды Шлесерса – это одна сторона вопроса. Для того, чтобы получить более полное представление, Baltnews поговорил с латвийским политологом Филиппом Раевским о перспективах команды Шлесерса.
– Г-н Раевский, в команде Шлесерса – много имен, известных латвийскому избирателю. На ваш взгляд, почему он решил вернуться в политику?
– Нынешняя ситуация благоприятна оппозиционным новым партиям, поэтому я думаю, что все имеют примерно равные шансы на успех. И партия Алдиса Гобземса "Закон и порядок", и партия депутата Сейма Вячеслава Домбровского и экс-министра внутренних дел Сандиса Гиргенса "Республика", и партия Шлесерса.
Безусловно, Шлесерс – очень опытный. Он не только несколько раз избирался, но был и в правительстве. Он знает, что такое реальная политика не понаслышке. Поэтому он набрал людей, которые что-то понимают в политике. Это нормальное решение.
В его команде – люди из прошлого, которых он знает. Легче пригласить, чем создавать совершенно новую команду из неизвестных людей. Но, скорее всего, появятся и новые неизвестные лица, потому что с тех времен поменялись принципы формирования списков.
– Насколько реализуемы те пункты программы, которые уже представлены?
– Что касается программы – ориентация идет на определенного рода сантименты, но ситуация изменилась. Дело не в том, что программа невыполнима, а в том, что он не понимает, что ситуация в мире в целом изменилась.
Программа напоминает то, что он уже в прошлый раз предлагал, когда пришел в политику. Ничего нового. В этом я вижу основную проблему.
Прогнозы делать рано
Удастся или нет Шлесерсу взять свое – покажет время. У него есть конкуренты: и Гобземс, и Домбровский. Не исключено, что появятся новые фигуры. Все они хотят для Латвии самого лучшего.
Вопрос только в том, как сделать это, имея на руках то, что есть. Интрига сохранятся. До выборов еще год, а политическая жизнь в Латвии кипит как никогда. Время перемен уже близко.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.