Пассивность вместо пассионарности: местные выборы в Латвии побили антирекорд по явке

Голосование на муниципальных выборах
© Sputnik / Sergey Melkonov

Петр Сологуб

Тема: Муниципальные выборы в Латвии 2021

Недавние муниципальные выборы в Латвии прошли в новых условиях и обстоятельствах. Несмотря на рекордно низкую явку, исход голосования заставляет задуматься.

В Латвии прошли выборы в органы местного самоуправления. В них приняли участие всего лишь 327 938 жителей страны, или 34,01% от общего числа избирателей.

Это самая низкая явка избирателей на муниципальных выборах в истории независимой Латвии, и она красноречиво показывает, насколько разочарованы властью граждане.

По новым правилам в новых условиях

Прошедшие выборы в новые 40 латвийских самоуправлений (всего 664 депутата) с полным на то основанием можно назвать особенными:

  • Они прошли в условиях эпидемии COVID-19, когда доверие к правительству достигло рекордно низкой отметки.
  • В них впервые не участвовала Рига, поскольку 13 февраля 2020 года Сейм принял закон о роспуске Рижской думы прежнего созыва, а в августе были проведены досрочные выборы, победу на которых одержал лидер списка "Для развития/За!" и "Прогрессивные" Мартиньш Стакис. Под его руководством столичная управа будет работать до следующих муниципальных выборов 2025 года.
  • По ряду причин (о них – ниже) не голосовали в Резекненском и Вараклянском краях, где выборы пришлось перенести.
  • Существенные коррективы внесла утвержденная Сеймом и провозглашенная президентом Эгилсом Левитсом административно-территориальная реформа, причудливо перекроившая границы латвийских муниципалитетов.

Ее ярым лоббистом являлся бывший министр по охране окружающей среды и региональному развитию Юрис Пуце.

Он добился того, что за счет объединения малых краев в более крупные единицы вместо 110 прежних краев в стране осталось всего 35, количество самоуправлений в сократилось почти втрое (со 119-ти до 42-х), а количество избираемых депутатов – почти наполовину.

Это автоматически породило более жесткую, нежели ранее, конкуренцию среди соискателей думских кресел. В среднем конкурс составил более 8 человека на одно место, а в Даугавпилсе аж 10,3 человека на место.

Поскольку реформа была проведена поспешно, несвоевременно и без надлежащего планирования, она была воспринятая муниципалитетами крайне болезненно и проходила под массовые протесты населения на местах.

Пикет у здания Сейма против утверждения краевой реформы на удаленном заседании
© Sputnik
Пикет у здания Сейма против утверждения краевой реформы на удаленном заседании

Но власти страны недовольство на местах проигнорировали. И тогда оно вылилось в обращение ряда муниципалитетов в Конституционный суд. Дело дошло до того, что свою обеспокоенность ситуацией выразил Конгресс местных и региональных властей Совета Европы.

Гаркалне протестовало против вхождения в Ропажский край. Бабите не горело желанием объединяться с Марупе. Икшкиле не стремилось стать частью Огрского края.

В целом Конституционный суд возбудил 19 дел о том, насколько соответствует Сатверсме объединение латвийских самоуправлений. Вопрос же о принадлежности Вараклян – небольшого городка почти в 200 км от столицы – накануне выборов едва не спровоцировал конституционный кризис.

Битва за Варакляны

Первоначально в рамках реформы этот городок планировали включить вместе в Вараклянским краем в состав будущего объединенного Резекненcкого района. Ратуя за такое решение, Нацблок и "новые консерваторы" очень рассчитывали этим стратегическим маневром разбавить резекненский электорат "Согласия".

Однако жители города воспротивились, потребовали присоединить край к Мадонскому району и вышли на акции протеста, где дело дошло до рукоприкладства. Кроме того, требуя справедливости, дума Вараклянского края подала иск в суд Сатверсме.

И тут произошло неожиданное. Взвесив все "за" и "против", суд принял решение в поддержку жителей края и вынес вердикт: при подготовке административно-территориальной реформы права жителей были нарушены, что противоречит Конституции. Так что край не может быть присоединен к Резекненскому.

Дальше произошло неслыханное. Когда до выборов осталось всего пять дней, Сейм отказался подчиниться решению Конституционному суду и оставил Варакляны в Латгалии. В результате чего президент страны был вынужден спешно заняться урегулированием конфликта.

Встретившись с лидерами партий, входящих в правящую коалицию, Эгилс Левитс популярно объяснил депутатам, что, если Сейм проигнорирует решение КС, он, как глава государства, инициирует роспуск парламента. Это был веский аргумент: какой же депутат захочет расстаться со своим креслом? И парламентарии пошли на попятную, приняв компромиссное решение.

Решение о присоединении Вараклянского края к Резекненскому было отменено. Сейм поддержал инициативу о том, что Вараклянский край покамест останется независимым и будет считаться частью Латгалии.

До первого января следующего года правительство должно провести там опрос жителей, выяснить, к какому из краев они желают присоединиться, а затем подать в Сейм предложение касательно дальнейшего будущего этого муниципалитета.

В итоге выборы в Резекненскую уездную думу и Вараклянскую уездную думу пришлось перенести. Они состоятся 11 сентября. В Мадонском же районе, который было решено сохранить в существующих границах, они прошли, как и везде, 5 июня.

Так Вараклянский край стал единственным в Латвии, кому хотя бы на время удалось отвоевать свою независимость. А решения КС и Сейма наверняка аукнутся в будущем, став основанием для обжалования административно-территориальной реформы со стороны других самоуправлений.

Что в лоб, что по лбу

В целом выборы в стране прошли без значительных нарушений и без сенсаций, если не считать рекордно низкую активность латвийских граждан. К избирательным урнам в целом пришли всего 327 938 жителей (34,01%) от общего числа избирателей.

А в субботу – основной день голосования – 203 243 имеющих право голоса (21,08%). Выше всего явка на выборах была в Видземе – 36,61%. В Латгале проголосовали 34,05% избирателей, в Курземе – 31,55%, в Земгале – 31,22%.

Такой пассивности избирателей Латвия еще не знала, и на пресс-конференции руководитель Центральной избирательной комиссии Кристине Берзиня была вынуждена с прискорбием констатировать, что эти цифры – исторический минимум на выборах в самоуправления. Самый низкий со времен восстановления независимости.

Политическое равнодушие говорит ровным счетом об одном – моральной усталости жителей и их разочаровании в центральной власти. Впав в апатию, они больше не верят лживым обещаниям различных политических сил. Не верят, что их голос может что-то изменить. И, как следствие, не желают голосовать, считая это делом заведомо бесполезным.

Безусловно, внесла свой вклад и административно-территориальная реформа. В частности, ректор Университета Страдыня, политолог Лелде Метла-Розентале справедливо отметила, что особо низкой активность избирателя была в тех краях, которые в ходе реформы присоединялись к другим, более крупным административным единицам. Таким образом, жители чувствовали отдаление от власти и не принимали участие в выборах.

Кто на новенького?

Результаты голосования в крупных городах страны распределились следующим образом. В Даугавпилсе убедительную победу одержала партия "Согласие", за которую проголосовали 42,25% избирателей.

Больше всего голосов среди кандидатов партии получили депутаты думы Даугавпилса Андрей Элксниньш и Валерий Кононов.

Эта же партия с большим отрывом победила и в Резекне (где "Согласие" находится у власти уже 12 лет), заручившись поддержкой 63,19% голосов избирателей. Список "Согласия" на выборах возглавлял мэр Резекне Александр Барташевич.

Более чем достойный результат выборов можно назвать партийным рекордом – на предыдущих выборах "Согласие" набрало здесь 59,03% голосов.

На выборах в Елгавскую думу победил Союз "зеленых" и крестьян (СЗК), под первым номером по списку которого баллотировался нынешний мэр города Андрис Равиньш.

За СЗК там проголосовали 32,27% избирателей.

Значительно улучшив результаты по сравнению с предыдущими муниципальными выборами, "зеленые" и крестьяне смогли победить и в Юрмале. Там список СЗК, возглавляемый мэром города Гатисом Трукснисом, получил 50,56% голосов.

В свою очередь, Национальное объединение получило 11,67% , "Согласие" – 9,72%, партия "Тебе, Юрмала" – 9,32%, список "Нового Единства" и движения "За!" – 5,21%.

В Лиепае больше всего голосов получила Лиепайская партия, список которой возглавлял бывший мэр города Улдис Сескс (41,19%). На втором месте – Латвийское объединение регионов (30,92%) во главе с нынешним мэром города Янисом Вилнитисом, на третьем – опять-таки "Согласие" (11,81%),

В Елгаве победа досталась "Новому единству", которое набрало 13,55% голосов избирателей. Вслед за ним с небольшим отрывом идут Национальное объединение – 12,45% голосов, движение "За!" – 10,38% голосов, Русский союз Латвии – 8,14% голосов, Латвийское объединение регионов – 7,59% голосов, и "Согласие" – 6,98% голосов.

Настоящую интригу же преподнес Вентспилс, где мандат доверия от избирателей вновь получил многолетний мэр города Айвар Лембергс, находящийся ныне за решеткой (он отбывает пятилетний срок по обвинению в коррупции и вымогательстве взяток).

Как свидетельствуют данные ЦИК, представляемая им партия "Латвии и Вентспилсу", которую чаще называют партией Лембергса, сумела сохранить большинство голосов в Вентспилсе, набрав 54,32% голосов жителей. Это великолепный результат, даже с учетом того, что на предыдущих выборах самоуправлений партия "Латвии и Вентспилсу" набрала больше – 62,13% голосов.

Список "Нового Единства" и Латвийского объединения регионов набрал в Вентспилсе 14,55% голосов. Лидером списка является депутат думы Вентспилса Гирт Валдис Кристовскис. Список "Для развития Латвии" получил 11,76% голосов. Пятипроцентный барьер на выборах преодолели также Новая консервативная партия, за которую проголосовали 7,31% избирателей, и Национальное объединение – 6,56%.

Поскольку под первым номером в списке "Латвии и Вентспилсу" баллотировался Лембергс, то теперь партия вынуждена будет консультироваться с юристами, чтобы оценить возможности повторного выдвижения узника на пост мэра.

Валмиера и Валмиерский край остались за местными, там победила партия "Валмиере и Видземе", которую представляет мэр Валмиеры Янис Байкс. За эту партию проголосовали 55,02% избирателей. Крестьянский союз Латвии набрал 17,04%, Национальное объединение – 11,37%, "Новое единство" – 5,75%.

Старые кадры борозды не портят

По итогам выборов в 40 краях страны свое влияние сохранила СЗК. Значительную долю мандатов этой партии получили в 15 думах.

Объединение регионов Латвии (ОРЛ) победило в 5 думах: Марупский, Тукумский, Адажский, Саулкрастский и Лимбажский края. В 11 регионах ОРЛ выступало общим списком с другими политическими силами, что позволило получить еще две победы.

Хорошие результаты – у партии "Для развития Латвии", стабильные – у "Нового единства" и Нацобъединения. Партия "Для развития Латвии" (входит в правительственную коалицию вместе с движением "За!") удалось выиграть в четырех краях – Ропажском, Гулбенском, Ливанском и Екабпилсском.

Таким образом, она победила в 10% голосовавших регионов. Однако еще две победы – в объединенных списках.

"Властям нечего бояться": что думают латыши о муниципальных выборах >>>

И премьерскому "Новому единству", и входящему в парламентскую коалицию Национальному объединению удалось выиграть в трех самоуправлениях. То есть они получили больше всего голосов в 7,5% краев. "Новое единство" выиграло в Цесисском, Кекавском и Саласпилсском краях, войдя в 25 дум (и самостоятельно, и с другими политическими силами). Лучший индивидуальный результат – в Цесисском крае (45,43% голосов).

Национальное объединение получило большинство в Талси, Бауске и Смилтене. В одном списке с партнерами объединение победило еще в двух краях.

И именно оно из всех партий парламентской коалиции может похвастаться самой обширной географией, будучи представленным аж в 34 думах (в большинстве – как часть общего с другими силами списка). Лучший индивидуальный результат – в Баускском крае (47,41% голосов).

Входящие в коалиционное "Развитие/За!" силы – "Для развития Латвии" (ДРЗ) и движение "За!" (ДЗ) – на эти выборы шли отдельно. В 24 думах будут представители ДРЛ, в семи – ДЗ. У ДРЛ лучший личный результат – в Ливанском крае, где она получила 60,47% голосов. ДЗ успешнее всего стартовало в Елгаве, получив 10,38%.

Представители Новой консервативной партии в дальнейшем будут представлены в 16 думах, в некоторых эта сила чуть превысила 5-процентный барьер. Лучший результат – 21,26% голосов – в Алуксненском крае.

Весьма жалкий результат показала партия KPV LV, которая вышла из состава парламентской коалиции и будет представлена лишь в Добельском крае, где с трудом наскребла 5,2% голосов.

В целом из 40 самоуправлений, где прошли выборы, в 16 самоуправлениях более половины мандатов получили нынешние лидеры края, что означает: им не надо искать поддержку других партий для создания коалиции и получения большинства голосов.

Лучшее, конечно, впереди

Итоги муниципальных выборов в Латвии интересны, прежде всего, как точка отсчета для выборов в 14-й Сейм, которые состоятся в октябре 2022 года.

Партии могут оценить теперь, какие настроения царят в обществе, какой поддержкой они реально пользуются на местах, а главное, на кого из локальных политиков – как сопартийцев, так и представителей региональных партий – им следует делать ставку.

Но все непросто. Низкая явка свидетельствует о глубочайшем кризисе власти и доверия народа к правительству. А расклад после выборов показывает, что, несмотря на все старания государственной центральной власти, ей так и не удалось полностью подчинить себе регионы.

Убедительная победа в ряде городов политических сил, которые в Сейме находятся в оппозиции ("Согласие" и Союз "зеленых" и крестьян), ясно дает понять, что без них обойтись не получится.

Это в перспективе может обернуться самыми затейливыми альянсами, заставив правительственные партии создавать союзы как с региональными партиями, где им не удалось сменить прежнее руководство, так и с оппозицией. Так что расклад сил в парламенте может поменяться кардинально.

В самих же самоуправлениях самое интересное еще впереди. Ведь пока все новые укрупненные края существуют лишь на бумаге.

Страшно представить, какой начнется бедлам, когда новоизбранные думы возьмутся за реальное объединение функций в рамках злополучной реформы.

А тут им не позавидуешь, ибо нерешенных социальных и бытовых вопросов в регионах – воз и маленькая тележка, а перераспределение социальной ответственности может выйти боком уже партиям власти.

Неясно по сути ничего. Какими будут размеры пособий на территории объединенного самоуправления, если в мелких краях, вошедших в его состав, размеры этих пособий разнились.

Как будут применяться скидки по уплате налога на недвижимость (и будут ли они вообще).

Как будет организовано транспортное сообщение между поселками внутри края.

Непонятно даже, где будут находиться муниципальные центры приема жителей, а также по какому принципу будут объединять школы, больницы и как можно будет до них добраться. И так далее...

Можно предположить, что под лозунгом "не мы это затеяли, не нам и решать" самоуправления начнут активно давить на центральную власть, требуя от нее принять меры и внести ясность в существующее законодательство, а также дать денег на решение насущных проблем.

А рычаги воздействия на Сейм, судя по результатам голосования, будут у них будь здоров. Ведь если власть наверху не пожелает вести диалога и слышать мнения снизу, то у регионов в любой момент могут появиться аргументы в виде, например, полного провала явки на парламентских выборах.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме