Местные выборы в Латвии, намеченные на 5 июня, замечательны тем, что они пройдут не на всей территории страны – Рига в голосовании участвовать не будет. В связи с этим портал Baltnews обращает внимание на другие муниципалитеты. Что происходит во втором крупнейшем по населению городе страны, русскоязычном Даугавпилсе? Об этом рассказал лидер списка Русского союза Латвии Алексей Васильев.
– Г-н Васильев, вы возглавляете предвыборный список Русского союза Латвии в Даугавпилсе. Почему вы приняли решение баллотироваться в Думу от этой партии?
– С Русским союзом Латвии я связан уже около 20 лет. Я сотрудничал с этой партией, когда она еще называлась ЗаПЧЕЛ, будучи руководителем Русской общины Латвии в Даугавпилсе, занимаясь различными культурными проектами. За эти годы в стране прошли две болезненные школьные реформы, и, работая в школе, я вижу, к каким последствиям для учеников они приводят. Дети от этого страдают, и единственной, по сути, силой, противостоящей негативным изменениям, является Русский союз Латвии (РСЛ).
Русский язык, культура и традиции для меня были важны всегда. Тогда как для РСЛ эти вопросы также в приоритете. РСЛ не только декларирует защиту прав жителей Латвии, но и действует. О чем свидетельствует как массовая подача исков в защиту русского образования в Европейский суд по правам человека, так и массовые акции протеста. Поэтому выбор партии, от которой баллотироваться в Думу, передо мной не стоял, он был очевиден.
– Какие проблемы актуальны для Даугавпилса? Что необходимо менять?
– Прежде всего, это проблема разумности и честности расходования бюджета и средств европейских фондов. Например, реновация Дворца культуры длилась несколько лет, и проект за это время подорожал на полмиллиона евро. Конечно, понятно, что есть инфляция и рост цен, где-то в 2–3%, но от заложенной суммы в миллион евро это 20–30 тысяч евро, а не пятьсот. Да, Дворец культуры отреставрирован, он работает, но вопрос, а почему такое удорожание, кто за это ответит? Ответственных как бы нет, что неправильно, ибо такое отношение приучает смотреть сквозь пальцы на бесхозяйственность в будущем.
Другой пример. Котельная, о которой столько говорили в городе, так и не была построена. На нее выделены более пяти миллионов евро, строительство долго тянулось, непонятно, кто за этот проект отвечал, в Думе произошло переопределение обязанностей… То есть ответственных не найти, и создается ощущение, что все это делается специально.
Другие примеры безответственности – удорожание строительства трамвайных путей к больнице, неприличная задержка принятия в эксплуатацию путепровода с Нового строения в центр города, через железную дорогу…
Что не так с этим путепроводом? Под ним оказались дома, где живут люди, и их никто не спрашивал, а хотят ли они, чтобы над их жильем проходил путепровод. И я нисколько не преувеличу, если скажу, что расстояние от крыши дома до моста составляет один метр. То есть дом стоит прямо под мостом, а когда-то он находился на обычной улице. Естественно, жильцам это надо как-то компенсировать, но с ними никто не разговаривал. Сейчас на этот проект подали в суд, суд будет рассматривать это дело, и когда оно закончится – неизвестно.
Возможно, при проектировании и согласовании работ по строительству этого моста была коррупция, что требует расследования.
Проблема Даугавпилса – формальное проведение общественного обсуждения тех проектов, которые серьезно меняют жизнь людей. Вот сейчас обсуждается строительство трамвайных путей в Стропы, но туда трамвайные пути есть, просто они проходят с другой стороны.
Тогда как по тому маршруту, где планируется строительство новых трамвайных путей, ходят городские автобусы, которые обычно полупустые. Так что я вообще не вижу смысла в постройке дополнительных трамвайных путей. Да, в основном это европейские деньги, но и городу придется выложить на это миллион евро. А у Даугавпилса нет такой свободной суммы, эти деньги придется занимать, и людям надо объяснить, зачем нужна эта стройка. Жители города должны быть инициаторами. Если им нужно – тогда делаем. Не нужно – нечего этот миллион тратить, тем более что в городе есть целая масса других проблем.
Например, утепление многоквартирных домов. Раньше существовал городской проект, но он оказался одним из самых непопулярных. Я прошел со своим домом его от начала и до конца, и в итоге мы отказались от реализации. Будучи старшим по дому, я попросил у фирм расчеты на стройматериалы, которые оказались приблизительно на 70% дороже, чем в самом дорогом магазине. В итоге сметная стоимость проекта выходила 128 тысяч тогда еще латов, а после конкурса она стала 148 тысяч латов.
Естественно, я отказался подписывать договор и объяснил другим жильцам дома, что этого делать не нужно, потому что смета была явно завышена. Потом я предложил знакомым строителям оценить стоимость самих работ. Они называли цену, а организации, назначенные городом участвовать в проекте, называли цену почти в два раза выше!
Вот такие коррупционные фокусы на корню отбивают у людей желание сотрудничать с городской администрацией, хотя реновация домов действительно нужна. Просто смета должна быть адекватной, и люди подтянутся, что мы и собираемся делать. Для этого мы участвуем в выборах – прийти к власти, вернуть к ней доверие жителей, предложив честные условия для участия в различных муниципальных проектах.
– А есть ли какие-то направления, где дела у города идут неплохо?
– Два направления – культура и социальная поддержка. Позитивное развитие здесь необходимо просто закрепить. У Русского союза Латвии есть предложения по этому поводу. Например, демографическая ситуация в Даугавпилсе такая, что если ничего не изменится, то город столкнется с большими проблемами уже где-то лет через 20. На муниципальном уровне необходимо поддерживать рождаемость, и поэтому мы считаем, что нужно увеличить до 750 евро пособие по рождению ребенка.
– Насколько возможно решить эти вопросы, будучи в оппозиции? Или же вы даже не рассматриваете такое развитие событий, а уже готовитесь взять власть в Даугавпилсе после выборов?
– Ситуация может сложиться по-разному. Сейчас в Даугавпилсе происходит бесконечная деструктивная борьба между несколькими группировками, представленными в Думе. Из-за их неспособности договориться друг с другом в городе и происходили все те негативные процессы, о которых я упоминал.
Что касается Русского союза Латвии, то мы планируем войти в руководство Даугавпилсской городской думы. Будем договариваться, искать возможности для организации конструктивной работы на благо жителей. Без такого настроя, я считаю, вообще нет смысла баллотироваться.
Многие вещи надо менять не на уровне самоуправлений. Есть законодательство Латвийской Республики, которое необходимо выполнять. И это надо понимать всем, кто бы ни оказался у власти в городе после выборов. Поэтому и коалиция, и оппозиция заинтересованы в решении вопросов и на уровне Сейма.
– В таком случае, какие проблемы придется решать новоизбранным депутатам сразу после выборов 5 июня?
– Важнейшее изменение должно произойти в отношениях между властью и народом. Уважительное сотрудничество между депутатами, за каждого из которых проголосовали люди в Даугавпилсе, должно быть нашей первой целью после выборов.
Быстрой реакции потребует новая угроза в сфере образования. Только что Даугавпилс сумел отстоять свой вуз, но начинается эпопея закрытия Торговой профессиональной школы. Потребность в изучаемых специальностях этой школы присутствует. Есть хорошие преподаватели. Важно сохранить это учебное заведение. Принимая во внимание мой опыт работы в школьной системе, после избрания в Думу мне, очевидно, придется заняться и этим вопросом.