Уменьшение грузопотока и полная апатия со стороны ЕС делают латвийские порты обузой для государства, а не источником дохода. В данной ситуации не поможет даже перепрофилирование терминалов и оборудования под другие нужды, поскольку никто не может дать гарантий на спрос этих транспортных узлов.
Балтийские государства все отчетливее понимают, что дотации со стороны Евросоюза теперь будут сокращаться, причем, даже если это касается тех отраслей, которые крайне важны для экономик таких стран. Уже известно, что в следующем бюджетном периоде Европейский союз перестанет выделять средства на деятельность портов Латвии. Как считает министр сообщения этой страны Талис Линкайтс, это затронет работы по углублению акваторий и реконструкции причалов. Он также добавил, что теперь Латвия должна финансировать подобные проекты из собственных средств, поскольку инфраструктура портов в Лиепае "находится не в лучшем состоянии".
Проблема не только в деньгах
Во многом период расцвета латвийских портов остался позади из-за того, что денежные вливания в эти объекты значительно сократились. Многие политики балтийской страны считают, что финансовый вопрос является основополагающим.
"В этом году Сейму необходимо принять соответствующий законопроект, который позволит начать работу в новых условиях. Только так во второй половине следующего года порты начнут работать по-новому", – считает министр Талис Линкайтс.
Во многом его предложение вполне логично, ведь из-за остановки дотаций со стороны Евросоюза только вмешательство правительства теперь может спасти морские гавани от полного банкротства. Делаться это будет, очевидно, за счет окончательной передачи латвийских портов под контроль государства. Напомним, в июле уже проводились консультации с участием руководства трех самых крупных латвийских портов. В ходе них обсуждался сценарий, при котором морские гавани ко второй половине 2021 года могут стать обществами с госкапиталом. Считается, что их в будущем можно будет приватизировать.
К слову, похожая ситуация наблюдается и с "Латвийской железной дорогой", на увеличение капитализации которой Латвия выделила 32 млн евро. Подобный сценарий используют многие другие государства, когда надо спасать критически важные отрасли страны: коммуникации, оборонную сферу, авиа- и судостроительство. Но проблема латвийских портов на данный момент – это не только необходимость в финансовых вливаниях.
Трудности, с которыми они столкнулись, не получится "завалить деньгами", потому как нужны большие объемы грузопотока, а его успешно сейчас перехватывают российские порты. Уже в ноябре прошлого года, судя по сообщениям компании "Усть-Луга", двенадцать действующих терминалов этой морской гавани в Ленинградской области переваливали более 100 млн тонн грузов в год. Неудивительно, что на этом фоне балтийские порты с каждым годом теряют свою актуальность для транспортировки китайских и российских грузов, идущих в Евросоюз.
Экономика не умрет, но с портами все плохо
В комментарии Baltnews латвийский экономист Евгения Зайцева рассказала, что финансовые вливания и даже передача права владения такими объектами мало что изменит.
"Да, есть методика, которую использовала британский премьер-министр Маргарет Тэтчер. Она в свое время пошла на денационализацию железной дороги Великобритании, передав ее в частные руки, после чего была проведена качественная оптимизация отрасли. Это помогло, но такой шаблон нельзя применить к морским портам. Латвия может увеличить оптимизацию, к примеру, за счет снижения административной нагрузки на судоходство через свои морские гавани. Но в данном случае это никак не повлияет на увеличение самого грузопотока. Проблему транзита нужно решать в политическом поле", – считает эксперт.
Евгения Зайцева подчеркнула, что перепрофилирование латвийских портов тоже не решит проблему. В Вентспилсской и Лиепайской гаванях, к примеру, есть терминалы для работы с насыпными грузами: углем, сельскохозяйственной продукцией, удобрениями. При желании их можно переделать под перевалку других типов товаров и сырья. Но подобные инвестиции оправданы только в случае, когда порт точно знает, что его обеспечат нужным объемом грузопотока, скажем, лет на 10. В нынешних условиях латвийским причалам такой гарантии никто дать не может.
"Во-первых, все карты спутал коронавирус. Во-вторых, грузопоток у балтийской страны сейчас перехватывают российские порты с новыми терминалами. Есть, конечно, Белоруссия, но ее президент старается "усидеть на 2-х стульях". Более того, грузопоток из этой страны сейчас активно старается перехватить литовская Клайпеда. Есть еще Казахстан и Китай. Вроде бы из этих стран сейчас формируются новые грузопотоки в Евросоюз (через Каспий), но пока непонятно, получит ли балтийская страна хотя бы "часть пирога" в этой магистрали", – рассуждает латвийский экономист.
По ее мнению, частный сектор всегда успешнее договаривается в области международной торговли, чем государственный. Но даже в таком случае благополучие латвийских портов упрется в отсутствие гарантий грузопотока в ближайшие 10 лет. Это автоматически отражается на сопутствующих транзиту отраслях страны. Уже снижается грузопоток среди контейнерных автоперевозчиков. Все это, разумеется, отразится на бюджете страны. Впрочем, эксперт признала, что такая ситуация не станет причиной тотального обвала латвийской экономики.
"Долгие годы деньги, полученные от европейских фондов, не слишком правильно использовались Латвией. Правительство сейчас подошло к "часу X", когда пришлось признать проблему в ряде отраслей из-за нехватки дотаций. Но экономика страны не на 100% зависит от транзита, как, скажем, Леон во Франции или польский Гданьск", – пояснила Зайцева.
По ее словам, когда Вентспилсский или Рижский порты практически полностью утратят грузопоток, города, где порты расположены, тем не менее "не поглотит тотальная безработица".
"Экономика Латвии будет подпитываться через военную сферу. Есть и деньги, которые Евросоюз выделяет Латвии в рамках борьбы с экономическими последствиями от коронавируса. При этом она в любом случае должна предоставить Еврокомиссии свою программу. Так сделали, к примеру, в случае с постройкой двух перекрестных автобанов, на которую удалось получить 70 млн евро. Но потратить изначально не предназначенные для этого деньги на поддержку портов не выйдет. Евросоюз будет контролировать все расходы, не допуская перераспределения средств в другие сферы", – заключила Евгения Зайцева.
Европа машет рукой
Проблема состоит еще и в том, что Евросоюз абсолютно не против увеличения грузопотока из Китая и России, но при этом его не интересуют объекты, обслуживающие транзит товаров и сырья, которые не задействованы в магистралях, ведущих в Западную Европу. Коронавирус, нефтяные войны, экономический кризис – все это заставляет национальные государства ЕС проводить все более жесткую политику по отношению "периферии ЕС".
В недавнем исследовании Венского института международных экономических исследований, которое опубликовало нидерландское издание Railfreight.com, говорится о необходимости создания "Европейского Шелкового пути". Считается, что для успешного функционирования магистрали, которая завязана на торговле "Старого света" с Китаем, обязательно нужно привлекать Восточную Европу. Но в докладе ничего не сказано о балтийских государствах. Неудивительно, что на этом фоне мы видим, как порты Латвии лишаются всякой поддержки ЕС.
"В данной ситуации можно применить поговорку "своя шкура ближе к телу". Говоря об отказе ЕС финансировать балтийские порты, мы не знаем, чем конкретно руководствуются сейчас евро-чиновники на самом деле. Но я допускаю мысль, что Евросоюз делает это не по политическим причинам и не из-за перестройки ЕС во что-то принципиально новое. Мотивация тут может оказаться предельно простой – все упирается в деньги", – считает вице-президент РАПК (Российская ассоциация политических консультантов) Андрей Максимов.
Эксперт подчеркнул, что состояние балтийских портов не может считаться важным пунктом расходов для Евросоюза из-за коронавируса, который спровоцировал падение производства во всех без исключения странах ЕС. Это подтолкнуло к секвестру бюджетов европейских государств. Более того, все как-то забыли о Брексите, а ведь Великобритания почти каждый месяц обеспечивала вливание до примерно 65 млн евро в общую копилку Евросоюза.
"Я считаю, что не стоит искать какие-то тайные смыслы в отказе финпомощи для латвийских портов. Евросоюз объективно сейчас не может себе позволить траты подобного рода", – заключил вице-президент РАПК.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.