Изменение климата затрагивает все страны и регионы мира, и Латвия не является исключением. В стране под влиянием климатических изменений можно наблюдать равномерное повышение температуры воздуха, из-за которого количество летних дней и теплых ночей увеличилось, а количество холодных дней уменьшилось.
2018 год стал самым засушливым за всю историю страны, что привело к сильнейшим лесным пожарам.
В период с 1961 по 2010 год ученые наблюдали увеличение количества осадков. Также возросла их интенсивность, что в свою очередь вызывает более частые и сильные наводнения в стране.
Как страна у Балтийского моря с береговой линией почти 500 км, Латвия серьезно страдает от береговой эрозии. Прогнозы показывают, что к 2060 году территория Латвии может потерять до 10 кв. км.
Латвийское правительство в текущих условиях должно делать больше для сокращения выбросов парниковых газов и адаптации страны к негативным последствиям изменения климата.
Что Латвия делает правильно?
В мае 2019 года Латвия присоединилась к небольшой группе государств-членов ЕС на саммите в Сибиу, который призвал к более амбициозным климатическим целям и достижению климатической нейтральности к 2050 году в соответствии с целью ограничения глобального повышения температуры до 1,5°C.
Летом 2019 года правительство одобрило национальную позицию Латвии по сообщению Европейской комиссии о "стратегическом долгосрочном видении процветающей, современной, конкурентоспособной и климатически нейтральной экономики".
Таким путем Латвия официально на государственном уровне поддерживает цель ЕС добиться климатической нейтральности к 2050 году.
В июле этого же года латвийские власти утвердили план адаптации к изменению климата на период до 2030 года. В нем изложены действия, которые должны быть реализованы в ближайшем будущем. Этот план включает в себя более 80 мер, направленных на то, чтобы помочь населению и экономике Латвии лучше адаптироваться к последствиям изменения климата.
При этом главный недостаток плана адаптации, принятого в 2019 году, заключается в том, что формулировки этих мер прописаны общим языком, в тексте документа не предлагается ничего конкретного.
Размытие целей позволяет правительству в дальнейшем по-разному интерпретировать их. В случае отсутствия заметного успеха по их реализации будет крайне сложно в чем-либо упрекнуть властей.
В 2020 году был опубликован проект национального энергетического и климатического плана Латвии на 2021–2030 годы, но коронавирус внес свои коррективы. В результате неожиданного экономического кризиса и непредвиденных обстоятельств, связанных с пандемией COVID-19, правительство было вынуждено реагировать соответствующим образом.
29 июня правительство поддержало несколько муниципальных инвестиционных проектов с целью поддержать тех, кто вносит свой вклад в "зеленую" экономику. Однако в целом в 2020 году власти Латвии были в большей степени сосредоточены на поддержании национальной экономики и бизнеса, восстановлении отдельных секторов в период пандемии. Значение "зеленого" перехода для страны резко упало.
Национальный энергетический и климатический план Латвии на 2021–2030 годы также имеет свои недостатки, как и его предшественник.
Во-первых, документ начинал разрабатываться в 2018 году и, как следствие, не учитывал текущие условия, осложненные пандемией и последовавшим за ней экономическим кризисом. Во-вторых, план ссылается и полагается на предложения Европейского союза, разработанные для всех стран-членов ЕС и не учитывающие их национальные особенности.
В результате установленные цели и задачи являются нереалистичными или, по крайней мере, труднодостижимыми для Латвии с ее довольно слабой экономикой и ограниченными человеческими ресурсами.
Топчется на месте
Для страны-участницы "Зеленой сделки" ЕС, которая, помимо прочего, предполагает ежегодное снижение энергопотребления, в Латвии соответствующие показатели весьма скромные.
Конечное потребление энергии с 2006 по 2016 год не претерпело значительных изменений, а в 2016–2017 годах потребление даже увеличилось примерно на 6%.
По уровню декарбонизации страна имеет также невысокие показатели. Так, в период с 2005 по 2016 год и в 2017 году общие выбросы парниковых газов в Латвии снизились всего на 1,3% и 1,6% соответственно. Учитывая, что Латвия согласилась достигнуть нулевых выбросов парниковых газов к 2050 году, ее темпы в этом направлении кажутся крайне слабыми.
Если в ближайшие годы правительство не предпримет срочных мер по кардинальному пересмотру политики декарбонизации, то страна не сможет достигнуть даже 50-процентного выполнения поставленной задачи.
Еще одним важным пунктом "зеленого курса" ЕС является использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Для сокращения выбросов парниковых газов страна-член Союза должна совершить энергетический транзит, что означает переход от использования ископаемого топлива в качестве источника энергии к использованию ВИЭ.
Одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды является транспорт, выделяющий большое количество CO2. Поэтому крайне важно, чтобы доля ВИЭ в области транспорта была максимально высокой.
К сожалению, Латвия отстает от остального мира и здесь. Так, в 2017 году в стране ВИЭ составили лишь 1,5% от общего количества энергии, использованной транспортными средствами.
Доля ВИЭ во всей энергетики в Латвии в 2016 году составила 37,2 %, что в целом является не самым плохим результатом. Однако если проанализировать динамику, то выясняется, что использование возобновляемых источников энергии в стране не увеличивается, а наоборот снижается.
Например, доля ВИЭ в 2014 году составляла 38,7%, а в 2015 году снизилась до 37,6%. Данные по годам позже 2016 года не публиковались, однако есть все основания считать, что использование ВИЭ в стране продолжает сокращаться.
В 2020 году в условиях пандемии следует ожидать рекордного сокращения из-за отсутствия необходимой финансовой поддержки соответствующих "зеленых" отраслей экономики.
Слова не совпадают с действиями
Мы наблюдаем ситуацию, когда латвийское правительство активно заявляет о своей позиции в сфере борьбы с изменением климата, участвует в "зеленых" инициативах Европейского союза, принимает большое количество документов, прописывающих движение к климатической нейтральности к 2030 и 2050 годам.
Однако на практике деятельность властей в этом направлении практически незаметна. Более того, в некоторых областях отчетливо виднеется откат по отдельным показателям.
Латвия отстает не только от большинства европейских стран, но и ежегодно ухудшает собственные показатели в сфере использования ВИЭ и снижении выбросов парниковых газов – ключевых вопросов "Зеленой сделки" ЕС, которую Латвия всячески поддерживает.
Пандемия COVID-19 еще сильнее ограничила возможности властей по реализации "зеленых" целей, что делает задачу добиться к 2050 году климатической нейтральности для Латвии абсолютно невозможной.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.