В Латвии с некоторых пор, как говаривала управдом в "Брильянтовой руке" в исполнении Ноны Мордюковой, наши люди в булочную на такси не ездят. Потому как стало очень уж дорого.
Стоимость поездки подскочила выше привычной в несколько раз. Если еще несколько месяцев назад небольшая поездка от вокзала до улицы Кр. Валдемара обходилась клиенту в 3 евро, то теперь за нее надо выложить 9, а то и 15 евро. Добраться из Булдури до Кенгарагса можно за 28 евро вместо прежних 15-ти. И так везде…
Но сначала надо дозвониться до таксомоторных компаний или отловить такси по мобильному приложению. А это практически нереально. Свободных машин нет. Такси эконом-класса словно вовсе исчезли с лица земли, такси "бизнес-класса" придется ожидать от сорока минут до часа. А ведь это время, за которое в Риге в большинство точек города запросто можно дойти пешком.
Кто виноват? Ну, частично – пандемия. Из-за введенных правительством ограничений большая часть латвийцев стала работать дистанционно, и доходы у таксистов упали настолько, что многие из них либо уволились, либо переквалифицировались с пассажирских перевозок на услуги доставки еды. Так как на доставке заработать можно было больше.
В результате, когда ограничения сняли, и спрос на такси резко увеличился, тут же возник дефицит. Нехватка коснулась как водителей, так и машин, поскольку, чтобы выжить, многие таксосмоторные фирмы пошли на сокращение и частично распродали свой автопарк.
Все это ожидаемо. Однако у отрасли оставался еще шанс на выживание, если бы правительство не сочло, что кризис – самое подходящее время, чтобы прижать таксистов к ногтю. И оно вдохновенно занялось регулированием таксомоторного бизнеса.
Всем выйти из сумрака!
Если до 1 июля данные о поездках поставщикам услуг такси следовало сдавать в Службу государственных доходов (СГД) раз в месяц, то с 1 июля все волшебно изменилось.
Теперь таксисты обязаны предоставлять СГД информацию о каждой поездке в режиме онлайн, с указанием начала и конца поездки, пройденного расстояния, стоимости и вида оплаты. Цель – лишить водителей возможности утаивать часть налогов.
Бороться с теневой экономикой в государстве водителей заставили за свой счет. Их обязали выкинуть прежние таксомоторные счетчики и купить новые, специальные. А кто не купит, того СГД пообещала жестоко карать лишением лицензии.
Во сколько обошлось государству новое программное обеспечение для внедрения продвинутой системы – тайна за семью печатями. Но можно не сомневаться, что в накладе власти не остались. Скорее всего, ее просто "вшили" в ежемесячный взнос государству, который платят таксисты и который увеличился с 300 евро до 400 с лишним евро.
Но и этих репрессивных мер властям показалось мало. И – в полном соответствии с анекдотом "а дустом не пробовали?" они спустили на таксистов Центр защиты государственного языка (ЦГЯ).
По закону, принятому еще в 2018 году, водитель пассажирских перевозок обязан знать латышский язык на уровне не ниже В1 (человек должен уметь вести диалог на бытовые и профессиональные темы, формулировать свое мнение).
Но если раньше хватало того, что работодатель (или сам водитель, регистрируясь как перевозчик) просто ставил в анкете галочку рядом с вопросом о знании латышского, то теперь водитель должен свое владение государственным языком доказать, попутно предъявив проверяющему соответствующее удостоверение.
"Вам "шашечки" или ехать"? Ситуация с русским языком в Латвии напоминает анекдот >>>
Ссылаясь на якобы многочисленные жалобы национально озабоченных клиентов такси, блюстители чистоты языка из ЦГЯ начали кошмарить таксистов со вкусом и неподдельным рвением. Умудрились докопаться даже до представителей титульной нации.
От этнических латышей-таксистов стали требовать предъявлять Автотранспортной дирекции справку о том, что они получали образование на латышском. Причем школьный аттестат почему-то доказательством не служил, требовалось добывать справку из школы или из архива.
Нет подтверждения – иди учись, сдавай экзамен и получай вожделенную корочку, на что уйдет как минимум два месяца. А как ты будешь весь это срок платить за квартиру, на что будешь питаться и будешь ли вообще – никого не волнует.
Язык – это гораздо важнее, это вообще святое! Хотя и ежу понятно, что таксисту достаточно понять слова "вокзал", "аэропорт" и разбираться в названиях улиц.
Настойчивые власти таки добились своего. За недостаточное владение языковыми навыками часть таксистов отстранили от работы, еще части на том же основании отказали в регистрации. А еще часть водителей, не желая подвергаться унижениям и два месяца держать зубы на полке, просто уволилась.
Да и поборы стали просто неподъемными. С одного заработанного евро таксист обязан отстегнуть 10% – платформе, благодаря которой имеют вызовы, 21% НДС – государству, а из того, что осталось, умудриться накопить на лицензионный ежемесячный взнос, авансовые платежи, бензин, установку правильного счетчика (и его проверку раз в полгода), а также выкроить на техосмотр и запчасти.
Стоит ли удивляться, что только в Риге число водителей такси сократилось на тысячу человек. Было зарегистрировано 7 400, стало 6 400, а количество машин на линии, по сравнению с началом 2020-го, упало более чем на 40%.
Все это отразилось на таксомоторной отрасли и расценках на проезд куда больше, чем пандемия. К тому же после повышения цен на все – газ, тепло, электроэнергию, горючку и продукты питания, цены на такси не могли остаться прежними.
В чем выигрыш?
Даже учитывая привычку латвийских властей стараться обобрать в стране всех и каждого, действия их выглядят странно. Чтобы отнимать у человека часть дохода, надо, чтобы этот доход был!
Казалось бы, водитель такси – это то лицо, которое само создало себе рабочее место, заплатило государству за лицензию и что-то регулярно отчисляет в казну. Так радуйтесь! Это не безработный, которому надо выплачивать пособие. Он ничего у государства не требует, только дает. Не трогайте его – особенно во время кризиса, когда ему и без того не сладко, а отрасль дышит на ладан.
Логичней и прагматичней, со стороны властей, было бы такого налогоплательщика поддержать. Сочли же латвийские власти своим долгом поддержать – и весьма щедро – игорный бизнес, хотя он разоряет тысячи зависимых игроманов и развращает молодое поколение мнимой легкостью заработка.
Разве не гораздо важней и справедливей было бы изыскать в бюджете средства на дотации для таксомоторных фирм, делающих упор на такси эконом-класса?
В условиях непрекращающейся пандемии такая альтернатива общественному транспорту должна быть доступна гражданам. Не говоря уже о том, что тогда водители такси сохранят свои рабочие места и не пополнят собой армию безработных (а безработица в ЛР выше, чем в Литве и Эстонии, и выше, чем в среднем по ЕС). Ведь средства на это есть: глава Кабинета министров сам утверждал, что "денег у нас так много, как никогда".
Но нет! Лучше пусть миллионы будут потрачены на организацию рекламной кампании вакцинации (от которой эффекта ноль целых, ноль десятых), на покупку ржавой военной техники, всученной союзниками.
Потому как в Латвии в приоритете не простые люди, а чиновники и оборона от потенциального агрессора. А то, что при таком подходе оборонять будет некого, никого не волнует.
Был в мифологии такой царь Мидас, имел интересную способность превращать все, к чему прикасается, в золото. У нынешнего латвийского правительства тоже есть поразительная способность менять действительность одним прикосновением.
Вот только превращается все не в золото, а в гуано. Дотронулось латвийское правительство до транзита и – привет: нет транзита, а тысячи людей потеряли работу и доход. Дотронулось до банков – и банки лишились вкладчиков, бюджет – налогов, государство – инвестиций, а люди – рабочих мест.
Теперь пришел черед такси. Дешевые компании с рынка уйдут, а пользоваться дорогими смогут лишь те, кому достаток позволяет: чиновники средней руки.
Ну а чиновничьему начальству такси и вовсе до лампочки. Они в булочную на такси не ездят – они туда гоняют своих водителей на лимузинах, оплаченных многострадальными латвийскими налогоплательщиками, которых власти не ценят ни в грош.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.