Выход из энергокризиса в "мирном атоме"? Почему без России Европу будет сложно спасти

Тема: Энергонезависимость

Франция и Британия делают ставку на ядерную энергетику, с помощью которой рассчитывают справиться с кризисом в условиях отказа от российских углеводородов. Однако полностью заменить нефть и газ не получится.

После начала российской спецоперации на Украине энергетический кризис в странах Европы усугубился из-за взлетевших цен на углеводороды и намерения ЕС отказаться от угля, нефти и газа из России.

Сегодня заголовки многих европейских СМИ пестрят сообщениями о приближающейся катастрофе в энергетике, но власти государств ЕС стоят на своем: российское углеводороды – это плохо. Найти замену газу и углю из РФ пытаются всеми возможными способами. Некоторые страны Европы стараются повысить свою энергобезопасность за счет атомных электростанций.

Как сообщает Reuters, в Британии ожидается, что проект компании Rolls-Royce по созданию малых модульных реакторов получит одобрение регулирующих органов страны уже к середине 2024 года. Согласно предварительным расчетам, такие объекты смогут производить электроэнергию уже в 2029 году.

Франция, которая является лидером по уровню генерации атомной энергии в Европе, тоже собирается увеличить мощности выработки на АЭС. Но получится ли заменить российские углеводороды "мирным атомом" или хотя бы выйти из нынешнего энергетического кризиса с минимальными потерями?

АЭС приходят на смену ВИЭ

Страны ЕС собирались отказаться от ископаемых углеводородов в рамках "зеленой" повестки, сделав ставку на возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Однако практика показала, что ВИЭ – не самый надежный, а еще и очень дорогостоящий ресурс.

"Ветряки" могут остановиться из-за слабого ветра или обледенения в холодную погоду, а солнечные батареи может занести снегом. Сжигание газа и угля обеспечивают надежную и бесперебойную генерацию, хоть и считаются "грязным" методом. Но внезапно в Европе вспомнили еще об одном источнике энергии – атомных электростанциях.

Еврокомиссия 2 февраля 2022 года внесла поправки в закон о таксономии, регулирующий экологически чистую деятельность. В этот документ включили и атомную энергетику, хоть и с оговорками. Существующие сегодня реакторы будут считаться "чистыми" до 2040 года, а новые – до 2045 года.

Против признания атомной энергетики "зеленой" выступил ряд стран, в том числе, Австрия и Германия. Последняя до конца 2022 года должна закрыть последний энергоблок на свой территории. Однако нашлось и немало сторонников использования АЭС для электрификации – Франция, Финляндия, страны Восточной Европы. Швеция тактично промолчала, но не перестала использовать атомную энергетику.

Теперь же, в условиях энергокризиса, государства, которые и ранее выступали за использование АЭС, собираются нарастить мощности и начать строительство новых электростанций. Еще в начале февраля президент Франции Эммануэль Макрон распорядился начать постройку шести новых реакторов третьего поколения (EPR), которые должны ввести в эксплуатацию к 2050 году. Также в этой стране до 2024 года планируют запустить строящийся блок Flamanville 3 мощностью 1,6 ГВт.

Британское правительство тоже делает ставку на атомные реакторы, правда, малой мощности. Власти страны в марте обратились к Управлению атомного регулирования Соединенного Королевства с просьбой начать процесс утверждения и финансирования (в размере $546 млн) первого реактора SMR.

В Reuters объясняют, что таким образом политики надеются снизить зависимость страны от ископаемого топлива. Премьер-министр Британии Борис Джонсон уже объявил о планах по строительству восьми новых атомных реакторов.

Однако, как в беседе с Baltnews отметил замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, в целом, особой взаимосвязи между наращиванием доли атомной энергетики в Европе и отказе от российских углеводородов нет.

"Еврокомиссия поставила цель полностью прекратить импорт газа и угля к 2030 году, а лучше, к 2027-му. То есть перспектива отказа – 5-6 лет. Любые новые атомные электростанции будут построены уже после этого. Правда, многие сегодня делают ставки на блоки малой мощности, у которых эксплуатационный цикл короче. Но в любом случае это никак не связано с замещением российских углеводородов".

"Впрочем, страны, которые развивают атомную энергетику все же получат преимущество в условиях текущего энергокризиса перед теми, кто от нее отказывается. Во Франции хоть и снизалась выработка генерации на АЭС, но при этом она находится в более выигрышном положении, чем Германия, которая не собирается отказываться от своих планов по закрытию всех энергоблоков до конца года", – добавил он.

Конечно, полностью заменить газ и уголь из России атомной энергией не получится, хотя бы потому что "голубое топливо" необходимо не только для электрификации, но и для предприятий химической промышленности – например, для производства удобрений.

Однако страны, которые могут получать с помощью АЭС хотя бы часть электричества, все равно останутся в выигрыше. По итогам 2020 года у Франции доля атомной энергии в общем объеме генерации составляет 67%, у Словакии – 54%, у Венгрии – 46%, у Болгарии – 41%, у Чехии – 37%, у Финляндии – 34%, а у Швеции – 30%.

Очевидно, что у этих стран риски остаться без электричества при отказе от российского газа и угля заметно ниже, чем у Германии, Австрии или Италии, которые отказываются от АЭС.

Высокая доля выработки атомной энергии дает преференции и в экономике, поскольку позволяет лучше контролировать цены на электричество, что напрямую влияет и на производственные предприятия.

Германия не хочет, чтобы государства, которые продолжают использовать АЭС, получили преимущества перед ней в экономическом плане. Именно поэтому ФРГ продолжает подталкивать Еврокомиссию к тому, чтобы исключить атомную энергетику из таксономии.

Без России будет сложно

Вероятно, некоторые страны ЕС вскоре поймут, особенно в период высоких цен на ископаемые источники энергии и отказа от российских углеводородов, что им понадобиться помощь в виде новых источников генерации. Но возникает вопрос: "Кто будет строить новые атомные электростанции и обслуживать уже существующие?"

Сегодня в мире не так много компаний занимаются строительством АЭС. Японо-американский концерн Toshiba-Westinghouse и GE-Hitachi, французская Orano (бывшая Areva), южно­корейская KEPCO, китайские госкомпании CGN, CNNC, Datang, SPI, Huadian.

Однако по количеству контрактов на строительство АЭС мировым лидером остается российский "Росатом". В 2021 году эта компания обладала самым обширным портфелем заказов. Как сообщается на сайте "Росатома", в 2021 года выручка и портфель заказов по новым продуктам выросли на 30% по сравнению с предыдущим годом.

Сегодня самый надежный и выгодный способ построить АЭС в Европе – заключить договор с российской госкомпанией. Конечно, можно обратиться к ее конкурентам, заплатив более высокую цену, но даже это не гарантия качественного и своевременного выполнения работ.

Например, французская Areva задержала строительство АЭС в Финляндии на 12 лет и даже выплатила за это компенсацию в размере €450 млн. Казалось бы, убытки возмещены и возмущения неуместны. Но в период кризиса, когда энергии может не хватить для обеспечения всех нужд государства, такая сумма не сможет компенсировать издержки.

Однако, как считает исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов, страны ЕС не будут работать с "Росатомом", несмотря на выгоду:

"Максимальное сотрудничество, на которое пойдут европейские государства – договоры по утилизации отработанного ядерного топлива на территории России. Даже Чехия, которая входила в советский блок и в которой электричество вырабатывают атомные реакторы, созданные по технологии СССР, не пойдет на это ни при каких условиях".

"Топливо для реакторов в Чехии импортируется из России, но власти будут искать варианты, чтобы избавиться от этой "зависимости". Один из вариантов – продажа через третьи руки. Точно так же и другие сделки с российскими углеводородами будут доступны, например, по бартеру, вроде схемы "нефть в обмен на продовольствие", – рассказал эксперт.

На данный момент против "Росатома" не ввели санкции, однако государства ЕС, бойкотирующие любые связи с Россией, могут и добровольно отказаться от сотрудничества, усугубляя собственные проблемы в энергетике.

Сегодня Франция имеет самые высокие шансы минимизировать риски из-за отказа от российских углеводородов с помощью атомной энергетики. Именно в этой стране прогнозируется самый высокий уровень строительства новых АЭС.

Однако, как отмечается в долгосрочном прогнозе S&P Global Commodity Insights, этого все равно недостаточно. Чтобы предотвратить постепенное снижение общей установленной мощности до 2050 года, поскольку технический срок службы существующих реакторов приближается к окончанию, понадобиться больше реакторов.

В итоге у Европы не получится полностью заменить нефть, газ и уголь из России с помощью атомной энергии.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.