Еврокомиссия (ЕК) классифицировала атомную и газовую энергетику как переходные зеленые источники энергии, способствующие переходу к безуглеродной экономике. Об этом говорится в принятом в среду Еврокомиссией документе под названием "Таксономия ЕС" – классификации видов экономической деятельности с точки зрения их соответствия требованиям перехода к безуглеродной экономике.
Согласно решению ЕК, новые инвестиции в атомные электростанции разрешены до 2045 года, в газовую инфраструктуру – до 2030 года.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович в разговоре с Baltnews отметил, что инициатива также должна пройти процедуру голосования в Европейском парламенте и Совете Евросоюза.
– Там должны быть некоторые интересные сюжеты. Например, неизвестно, как проголосует Германия, потому что Германия вносит раскол относительно газа. Партия "зеленых" относится к будущему газа отрицательно, а, например, социал-демократическая партия, которая сейчас находится у власти в Германии, видит ситуацию иначе. У них раскол в правящей коалиции, поэтому будем ждать – возможно, Германия воздержится от голосования.
Некоторые страны, которые принципиально против атома, – например, Люксембург или Австрия – они, возможно, даже будут судиться.
– Почему в Европе все-таки причислили к "зеленой энергетике" атомную и газовую? Повлиял энергокризис?
– Что касается причин, по которой Европейская комиссия поменяла свою точку зрения. Можно, конечно, следовать догмам и считать, что имеет значение только солнечная энергетика и "зеленый" водород, а можно все-таки видеть, что могут быть такие вещи, как энергетические кризисы, блэкауты, слишком высокая стоимость производства из-за дорогой электроэнергии, и в конечном счете можно потерять поддержку общественного мнения по вопросу этой самой зеленой энергетики.
Поэтому хочешь – не хочешь, а придется приладить темпы энергетической трансформации в разумное русло.
– Как такое решение скажется на России как крупном поставщике газа в Европу?
– На России это скажется позитивно. Российский газ получит продолжение своей жизни в Европе еще как минимум на пару десятилетий.
Также российский атом имеет лучшие перспективы. Скажем, теперь будет гораздо сложнее брюссельской бюрократии атаковать ту же самую Венгрию или Финляндию, которая работает с Россией по атому.
Также нас ждет трансформация, видимо, возможная в подходе к трансграничному углеродному регулированию, то есть углеродному налогу. Он будет введен Европейским союзом с 2026 года.
Это подразумевает, что российским и другим компаниям, которые экспортируют свои товары в Европейский союз, в том случае, если при производстве этих товаров использовалась энергия, противоречащая целям устойчивого развития, надо будет платить дополнительный налог. Точнее, налог будут платить импортеры, но европейские импортеры будут перекладывать свои расходы на российских, турецких, китайских экспортеров. Поэтому в конечном счете налог будет на нас.
Если атомная энергия будет признана отвечающей целям устойчивого развития, то у России появятся новые аргументы, чтобы договориться о коррекции применения этого налога в ее отношении. Появляются аргументы, чтобы этот налог не платить.