Соединенные Штаты нагнетают ситуацию на Украине всеми возможными способами – отзывают своих дипломатов, называя это "эвакуацией", заявляют, что Россия "хочет вторгнуться" на территорию соседней страны, а также продумывают новый пакет санкций, который будет включать и рестрикции в отношении энергетического сектора.
К подобному шагу Европу начали готовить заблаговременно. В Вашингтоне даже заявили, что в случае прекращения поставок газа из России его можно будет заменить на СПГ из Катара. Однако, как отмечает американское издание Bloomberg, Германия не хочет отказываться от российских энергоносителей.
Более того, правительство ФРГ требует, чтобы пакет санкций не включал меры против энергетического сектора даже в том случае, если США решат запретить российским банкам проводить транзакции в долларах.
Несмотря на то, что к власти в Германии пришли "Зеленые", экономика все равно оказалась важнее политики. Санкции против России, которые будут включать в себя энергетику, серьезно ударят и по ФРГ, ведь, по словам вице-канцлера ФРГ Роберта Хабека, Германия зависит от российского газа примерно на 55%.
Тесные экономические связи между РФ и ФРГ существуют и в других секторах экономики. Что же потеряет Берлин, согласившись на введение подобных санкций против Москвы?
Выстрел в ногу по-европейски
Германия обладает достаточно тесными экономическими связями с Россией. Даже в 2014 году, когда только начали вводить санкции против РФ, именно Франция и ФРГ были главными торговыми партнерами Москвы. В ЕС постоянно искали любые возможные лазейки для того, чтобы обойти ограничительные меры.
Наиболее наглядный пример – скандал с турбинами Siemens, которые немецкий производитель поставлял для Крыма в обход европейских санкций. Чтобы выполнить контракт, турбины изготовили на совместном предприятии Siemens и "Силовых машин" в Санкт-Петербурге, а затем еще и частично переделали на заводах "Ростеха". В итоге было заявлено, что продукция настолько модернизирована, что не может носить имя производителя.
Сегодня Германия тоже не торопится безоговорочно соглашаться с пакетом санкций, который готовится в США.
"Речь идет о необходимости ввести санкции, которые действительно эффективны и которые будут работать не против нас, а против России в случае дальнейшего обострения", – так заявила министр иностранных дел Германии Анналена Бербок в ходе совместной пресс-конференции с госсекретарем США Энтони Блинкеном.
Впрочем, в случае "военной агрессии против Украины", ФРГ готова поддержать санкции, не затрагивающие энергетический сектор. Речь идет о заморозке активов и запрете на операции в долларах для ряда российских банков, а также о запретах для некоторых госпредприятий России, которые вынудят их покинуть фондовые рынки.
Кроме того, Германия готова будет ограничить импорт из России некоторых металлов и химикатов, а также экспорт предметов роскоши, в том числе высокотехнологичных товаров.
Однако даже санкции, которые не затрагивают энергетический сектор, могут серьезно ударить по европейской стране. В период с января по ноябрь 2021 года товарооборот России с Германией составил более 40 трлн долларов. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года, этот показатель увеличился на 40,28%.
За девять месяцев прошлого года наибольшую долю поставок из России в Германию составили минеральные продукты (76,40% от всего объема импорта), а также металлы и изделия из них (7,71%). Выходит, именно наиболее востребованные в ФРГ российские товары попадут под санкции.
Экспорт из Германии в Россию тоже может пострадать. В период с января по ноябрь 2021 года самую весомую долю поставок занимали машины, оборудование и транспортные средства (54,17% от всего объема экспорта). Если эти товары попадут под определение "высокотехнологичных", то окажутся под санкциями, а ФРГ потеряет существенную долю прибыли и рынок сбыта, который займут конкуренты.
Другие страны ЕС, которые согласятся с такими санкциями, тоже могут многого лишиться. Например, Франция – она хоть и не настолько тесно связана с Россией экономически, но за первые девять месяцев 2021 года товарооборот между этими странами увеличился на 60,31% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го, достигнув 15 трлн долларов.
Безусловно, санкции против России ударят по европейским странам, как это уже было в 2014 и 2015 годах. Однако независимый политолог Александр Асафов считает, что особенно сложная ситуация наблюдается в энергетике:
"Когда идет обсуждение санкций, которые затронут энергетический сектор, причем не США, а Европы, они вызывают массу вопросов. Ранее позиция "Зеленых" была достаточно нетерпимой. Однако вряд ли члены нового коалиционного правительства Германии проголосуют за санкции, касающиеся энергетического сектора".
"Сегодня жесткая позиция по энергопереходу смягчается в ЕС. Если раньше прослеживались почти радикальные идеи в стиле Греты Тунберг, то сейчас в список "зеленой" энергетики включен газ. Именно увлечение "чистой" энергией привело к дефициту этой зимой и к увеличению самой "грязной" угольной генерации в Европе", – подчеркнул эксперт в разговоре с Baltnews.
Он добавил, что газ уже кажется не таким "плохим" и считается даже "чистым". Атомная энергетика, которую Германия активно сворачивает, тоже теперь признана в Европе "зеленой". Доводы о непримиримости увеличения доли российских энергоносителей в Европе уже устарели. Именно поэтому, голосуя по старым убеждениям в стиле Греты Тунберг, европейские чиновники осознают, что они голосуют против собственной экономики и своих граждан.
"Американское предложение ожидаемо не встречает оптимизма в Германии. Скорее всего, мы увидим консолидированную позицию. Более того, американский нефтяной бизнес просит хотя бы отложить эти санкции, поскольку он в них не заинтересован. Крупнейшие компании, в том числе Chevron, уже написали соответствующую просьбу в Госдепартамент.
Политический смысл в этих санкциях есть, но страны Европы понимают, что они важны для США, а для Германии и ее экономики – это ущерб. Не стоит думать, что даже представители партии "Зеленых", входящие в коалицию, будут аплодировать санкциям против энергетического сектора. Скорее всего, все правительство Германии будет против", – резюмировал политолог.
Не превратиться в Прибалтику
Страны западной Европы не горят желанием жертвовать собственной энергетической безопасностью. Более того, у них есть отличный пример подобных действий, когда в угоду политическим нуждам можно превратиться в энергозависимое государство.
Литва, Латвия и Эстония показали, как всего за несколько лет можно уничтожить собственную энергетику, после чего придется довольствоваться поставками электричества из других стран.
Германия уже сократила собственную генерацию, закрывая атомные электростанции (последний блок АЭС должен прекратить работу к концу 2022 года). Отказ от российского газа будет означать серьезную дыру в энергобалансе европейской страны.
По предварительным итогам 2021 года, в общем объеме генерации ФРГ доля атомной энергетики составила 11,9%, использование угля – 27,9%, газа – 15,3%. При этом за первые три квартала 2021-го из всего импорта угля (23 млн тонн) российского ископаемого было закуплено около 13,1 млн тонн. Что же касается газа, то ситуация примерно та же.
Как заявил недавно сам вице-канцлер ФРГ Хабек, Германия на 55% зависит от российского газа (с января по октябрь 2021-го ФРГ закупила 119 млрд кубометров газа).
Доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в производстве электроэнергии в Германии в 2019 году достигла рекордных 46%, а в 2020-м даже перевалила за отметку в 50%. Однако подобная генерация очень зависит от погодных условий. Например, за первые семь месяцев 2021 года, доля ветровых электростанций снизилась с 27,8% до 21,3%, а доля солнечных – с 10,9% до 10,5% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го.
Конечно, процент ВИЭ-генерации достаточно большой, но "грязный" уголь жечь все же приходится. За первые семь месяцев 2021 года доля угля в суммарной выработке электроэнергии Германии составила 26,1%.
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев рассказал, что заместить российский газ Германия в конечном итоге сможет. Именно в том и смысл текущего противостояния между США и РФ – вытолкнуть Россию с рынка природного газа Европы, который для РФ – главный.
"Штаты этого никогда особо не скрывали, планомерно наращивая поставки своего СПГ. О том, что в Германию и другие европейские государства могут начаться поставки СПГ, недавно заявила Австралия (а эта страна – крупнейшая в мире по производству сжиженного газа по итогам 2021 года). Также в числе "желающих" получить свою долю европейского газового рынка (кроме США) входят Катар, Норвегия и другие страны.
Очевидно, что стоимость поставок сырья по высоким биржевым ценам (в отличие от стоимости российского сырья по долгосрочным контрактам) будет менее выгодна Германии. Но ведь эта страна постоянно говорит о том, что нужно сокращать зависимость от российского газа", – отметил эксперт.
Деев считает, что энергокризис, который продолжается в Европе с осени 2021 года, наглядно показывает – европейские государства готовы действовать в данном случае в ущерб своим экономическим интересам, постоянно переплачивая за сырье.
Долгосрочные контракты с "Газпромом" европейцы заключать не торопятся, заявки на поставки не формируют (из-за чего российский поставщик регулярно вот уже полтора месяца снижает поставки по различным маршрутам). Такие действия однозначно ударят по экономике Германии и Европы в целом, но тут очевидно имеет место политический подтекст.
"В структуре экспорта России в Германию наибольшую долю (почти 80%) занимают минеральные продукты, в том числе нефть, газ, нефтепродукты. Соответственно, в случае санкций может сократиться именно эта статья экспорта РФ. Далее следуют металлы (5% от всего объема экспорта), продукция химической промышленности (более 3%), древесина (почти 3%). В случае ограничений со стороны США эти направления также могут сократиться. Но более всего пострадают поставки нефти и газа, потому США продавливают ограничения именно для энергетического сектора Германии – снижение экспорта этой статьи наиболее сильно ударит по интересам России во внешней торговле с ФРГ", – заключил эксперт.
Конечно, эти санкции ударят по экономике РФ. А вот для Германии подобные ограничительные меры будут означать угрозу для энергобезопасности страны, которую ФРГ вряд ли поставит на кон, особенно ради Украины. Это слишком серьезная жертва, на которую политики европейской страны не пойдут.
Впрочем, если конфликт на Украине разгорится с еще большей силой, чем в 2014 году, а руководство США в одностороннем порядке задействует рестрикции против Москвы (с угрозой санкций для всех в мире, кто воспротивится таким мерам), Германии, возможно, все же придется "стрелять себе в ногу". Другой вопрос, что при таком сценарии последствия для всех сторон станут совсем уж непредсказуемыми.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.