Отказ Германии от российской нефти: пафос есть, а план пока не разработали

© Sputnik / Максим Богодвид

Тема: Энергонезависимость

Антироссийская истерия в западной Европе достигла таких высот, что вместо детального анализа и продуманных решений по замене российских углеводородов, министры бросаются в крайности и дают такие советы, которые выглядят как издевательства и оскорбления.

Глава МИДа Германии Анналена Бербок пообещала "нулевой" импорт нефти из России к концу 2022 года. Поставки нефти из России в Германию сократятся вдвое уже к лету, уточнила Бербок, добавив, что к концу года импорт "черного золота" из РФ остановится полностью.

Заявление смелое. Со стороны это выглядит так, будто Берлин готов отстаивать свою точку зрения до последнего, а санкции против Москвы для него – принципиальный вопрос чести, от которого он не откажется.

Впрочем, так может показаться простому обывателю, который вообще никогда не задавался вопросами о том, сколько ФРГ покупает нефти в год, какая доля импорта идет из России, какие отрасли Германии де-факто без этой доли работать не смогут или смогут, но тогда вырастет цена их продукции.

А ведь есть и еще более неудобные темы – например, стоимость бензина и дизеля на заправках, которая обязательно изменится, если Берлин прекратит закупки нефти в РФ.

Факты и цифры, от которых героизм испаряется быстрее, чем парниковые газы

По данным Eurostat, в 2020 году импорт нефти ЕС составлял 9,3 млн баррелей в сутки (б/с). В 2021 году общий импорт нефти в ЕС за счет ослабления пандемии увеличился до 15 млн б/с, из которых 3,5 млн б/с поступило из России. Роль "черного золота" в потреблении Германии примерно такая же, то есть почти треть всего импорта нефти – это закупки из РФ.

В 2020 году примерно 34% импортированной в ФРГ нефти было из России. В 2021 году ситуация сильно не изменилась – 19 млн т. российской нефти (на сумму примерно в $9,3 млрд). А если говорить о закупках Берлином не только нефти, но и нефтепродуктов, то речь вообще идет о 36,7 млн т.

Чтобы было еще понятнее, вот данные Федерального ведомства экономики и экспортного контроля Германии (BAFA) за 2021 год о крупнейших поставщиках нефти в страну:

  • Российская Федерация – 27,7 млн т.;
  • США – 10,2 млн т.;
  • Казахстан – 8,0 млн т.;
  • Норвегия – 7,8 млн т.;
  • Великобритания – 7,6 млн т.

Глядя на эти цифры, заявления Анналены Бербок уже кажутся не столько героическими и отважными, сколь глупыми и наивными. Экономика Германии – крупнейшая в ЕС – это не программа в компьютере, которую можно обновить нажатием одной кнопки, чтобы она работала иначе.

Поставки нефти – многомиллионные по стоимости контракты, сформировавшийся график работ огромных танкеров и портов, устоявшиеся логистические цепочки, сделки между крупными компаниями, которые планируют свои доходы и расходы на 5–10 лет вперед.

Отказ от трети импорта "черного золота" – это шок не только для нефтепереработчиков и автозаправочных станций Германии, но и для химической, фармацевтической, автомобильной промышленности, а также сельского хозяйства.

Кстати, о моторном топливе, которое ФРГ не только закупает у других стран, но и производит на своей территории. В Германии есть нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), весомая часть которых потребляет российскую нефть. Причем есть такие НПЗ, которые на 100% зависят от российского сырья.

Более того, так уж вышло, что правительство и бизнес Германии в свое время сами же предлагали бизнесу из РФ купить, построить и модернизировать заводы на территории европейской страны. Итог – сегодня многие заводы в ФРГ находятся под полным или частичным управлением капитала российских компаний:

  • Два НПЗ Bayernoil в Нойштадте и Фобурге – 28,57% акций недавно стали принадлежать "Роснефти". Мощность переработки – 206 тыс. б/с;
  • НПЗ PCK Schwedt – 54% принадлежит "Роснефти". Использует нефть исключительно из трубопровода "Дружба". Мощность переработки –340 тыс. б/с;
  • НПЗ Leuna – большая часть акций у TotalEnergies. Завод тоже потребляет нефть по трубопроводу "Дружба". Мощность переработки – 240 тыс. б/с;
  • НПЗ Miro – на 24% принадлежит "Роснефти". Российская нефть составляет 14% от общего потребления завода. Мощность переработки – 310 тыс. т б/с.

Всего ФРГ перерабатывает около 2,1 млн б/с, получая на выходе бензин, дизель, мазут и другие продукты нефтепереработки, которые нужны для целого ряда отраслей. При этом общая мощность НПЗ в Германии, которые потребляют российскую нефть, а также либо частично или полностью принадлежат российским компаниям, – 1,096 млн б/с.

Вывод – половина от всего объема нефтепереработки в стране напрямую зависит от нефти и нефтяных компаний РФ.

Винить в этом Москву глупо. Германия сама в свое время согласилась вести бизнес со своим восточным соседом. Никто ее правительство и компании не заставлял 5, 10 или 20 лет назад сотрудничать. ФРГ сама этого хотела.

Что делать с этими НПЗ? Национализировать или издать специальные законы, чтобы отобрать их у компаний (как это отчасти сделали с газовыми хранилищами, принадлежащими дочке "Газпрома")? В принципе, можно. Правда, как бы немецкий бизнес в России потом не национализировали. Есть еще одна "мелкая" деталь. Допустим, все НПЗ резко перейдут в руки немецкого капитала. Нефть они откуда будут брать? Особенно те, у которых вся инфраструктура подключена к "Дружбе", идущей из России.

Конечно, можно доставлять нефть в эти НПЗ на автотранспорте. Начиная с середины апреля, нефтеперерабатывающий завод Leuna в восточной Германии так и начал делать. Как заявили в Минэкономики ФРГ, НПЗ с начала апреля сократил использование российской нефти в 2 раза, а вместо нее на объект доставляют "черное золото" автомобильным и железнодорожным транспортом из западной Германии.

Интересно, почему в Минэкономики не захотели уточнить, сколько теперь стоит бензин и дизель, произведенный на НПЗ Leuna? Может быть, потому что топливо стало явно дороже, чем до антироссийской истерии?

"Если Казахстан увеличит прокачку через Усть-Лугу в Германию, то в итоге в ФРГ будет поступать российская нефть, только в официальных документах продавец будет другой. Против Казахстана никаких санкций и ограничений не вводили, он и сейчас продает нефть через порт в Ленинградской области без проблем. Так что возможен вариант, при котором Казахстан увеличит прокачку в Германию. ФРГ выиграет из-за того, что не нужно будет перенастраивать НПЗ для других сортов нефти, Казахстан – от расширения рынков сбыта, а Россия продолжит получать деньги, как и раньше", – объяснил в комментарии для Baltnews аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

"Также определенные дополнительные объемы нефти Германии могут дать ближневосточные страны. Но здесь проблема не в объемах, а в сорте. В последние годы очень востребована тяжелая нефть российского сорта Urals. Именно он необходим для работы многих немецких НПЗ", – добавил он.

Но найти нужный сорт нефти не так просто. США еще несколько лет назад ввели санкции против Венесуэлы, где производились тяжелые сорта нефти. Есть Иран, который производит похожие сорта, но он тоже под санкциями. Если еще и от российской откажутся, на мировом рынке возникнет серьезный дефицит.

Производителей тяжелой сернистой нефти в мире все меньше, поэтому и востребованность увеличивается. Конечно, у Саудовской Аравии или Ирака тоже есть такие сорта, но сейчас эти объемы уходят на другие рынки. В итоге немцам придется бороться за ресурс, причем за счет повышения цен.

"Возможно, Германия пойдет по пути смешивания других сортов. Например, российскую нефть начнут перемешивать с норвежской так, чтобы ее в итоге было меньше половины. Тогда уже будет считаться, что это какая-то другая нефть. Условно говоря, если сейчас Shell занимается тем, что смешивает российский Urals с дизелем и получает легкий сорт нефти, то можно пойти на то, чтобы смешивать "черное золото" из РФ с аналогичными сортами из других стран. В итоге получится новый сорт, но с теми же характеристиками", – резюмировал эксперт.

Не мыться, ходить пешком и выключить котлы

В 2021 году нефть покрывала 31,8% потребления первичной энергии в Германии. Большая часть импортируемой нефти используется, в конечном счете, для работы транспорта в стране. Что предлагает сегодня правительство Германии, глава МИДа ФРГ Анналена Бербок и наднациональные структуры Евросоюза в качестве альтернативы российским поставкам? Тишина.

Конечно, заключение новых контрактов с большими объемами нефти требует какого-то времени. Берлину нужны компании, у которых должны найтись откуда-то свободные партии с "черным золотом". Более того, руководство и бизнес в Германии должны найти таких поставщиков, которые предложат наиболее выгодную цену. На все эти телодвижения действительно нужно время, тут вопросов нет.

Но раз уж политики в ФРГ говорят об отказе от трети потребления ключевого ресурса для экономики государства, должен же у них быть какой-то заранее проработанный план и как минимум предварительные договоренности с нефтегазовыми компаниями не из России, верно?

Увы, но от Бербок даже примерных предположений о том, где страна возьмет нефть, не слышно. Это говорит о том, что в Берлине над реальной альтернативой российским углеводородам еще особо не задумывались.

Рекомендации, которые сейчас звучат от немецких политиков и ведущих СМИ – больше издевательство над населением, чем озвучивание продуманного и четкого плана по преодолению усиливающегося энергокризиса.

В одной из ведущих газет ФРГ – Bild – дерматолог Яэли Адлер посоветовала немцам "оставить кожу в покое и не мыться". По ее словам после трех недель без воды и мыла все неприятные запахи рассеиваются, и кожа начинает "процесс самоочищения".

Министр сельского хозяйства ФРГ Джем Оздемир призвал немцев "назло Путину" отказаться от мяса. Вице-канцлер Германии Роберт Хабек порекомендовал своим гражданам "задергивать шторы в доме для сохранения тепла".

Еще дальше пошли сотрудники Парижского отделения Международного энергетического агентства (МЭА) и Еврокомиссии. В совместно подготовленных рекомендациях для жителей Евросоюза, включая граждан Германии, МЭА и ЕК предложили следующие меры, которые, по их словам, должны снизить зависимость от российской нефти и газа:

  • работать дома;
  • использовать велосипеды, вместо автотранспорта;
  • больше ходить пешком;
  • снизить до минимума работу кондиционеров и котлов;
  • избегать поездок на машине по воскресеньям в крупных городах;
  • отказаться от дальних поездок.

Вот так в Германии и наднациональных структурах Евросоюза предлагают заменить нефть и другие энергоносители из России. Не мыться, ходить пешком, прекратить путешествовать, задвигать шторы и не снимать свитер. Это уже даже не антироссийская истерия, а оскорбление самих же немцев.

Такое ощущение, что жители ФРГ – это слабоумные индивиды, которые не способны самостоятельно понять, как же им надо экономить. Именно поэтому заботливые министры им все объясняют.

Население и бизнес Германии ждут от министров и серьезных международных организаций аналитики, проработанных рекомендаций и плана по преодолению кризиса. Они ждут продуманного ответа на вопрос, чем страна может заменить нефть и газ, идущие из РФ. Однако вместо этого звучат практически оскорбительные советы, над которыми даже смеяться грустно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.