Отказ от российских энергоресурсов стал для многих западных стран самоцелью, ради которой можно пожертвовать личной выгодой. На волне сильнейшей русофобии, которая поднялась после начала спецоперации РФ на Украине, Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) – единственный НПЗ в странах Балтии – собирается отказаться от российской нефти.
Учитывая, что еще в 2021 году около 70% сырья для этого объекта поставляла Россия, убытки обещают быть серьезными. Впрочем, не для польской компании Orlen, которая владеет этим нефтеперерабатывающим заводом. Издержки переложат на потребителей.
Возможно, именно по этой причине премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните сразу же заявила, что правительство балтийской страны не имеет к этому (отказу от российской нефти) отношения: "Это решение компании, потому что здесь покупает не государство, а именно Orlen", – напомнила она.
По сути, это заявление дает понять: руководство страны "умывает руки", ведь Польша, полностью контролируя единственный НПЗ в странах Балтии, будет вести санкционную войну с Россией до последнего евро в кошельке у жителей Литвы, Латвии и Эстонии.
Польская монополия против балтийских потребителей
Нефтеперерабатывающий завод в странах Балтии сегодня принадлежит Orlen Lietuva. Еще в 2006 году НПЗ был продан польской нефтеперерабатывающей компании PKN Orlen. После завершения сделки в Прибалтике появился монополист по производству бензина и дизеля. При этом компания даже не местная. По сути, польский бизнес контролирует цены на топливо и любые другие нефтепродукты в Литве, Латвии и Эстонии.
В марте 2022 года представители компании Orlen Lietuva заявили, что намерены полностью отказаться от переработки российской нефти. Поставки сырья пытаются диверсифицировать с 2014 года, однако в 2021 году доля нефти, поступающей на литовский НПЗ из России, составляла 70%.
Теперь же Orlen Lietuva планирует полностью отказаться от сырья от самого крупного поставщика, а ведь этот НПЗ обеспечивает нефтепродуктами рынки Литвы, Латвии, Эстонии и Украины. Такое решение неизбежно приведет к росту цен, но руководство компании, которое находится в Польше, это мало волнует.
Примечательно, что сама Варшава не спешит отказываться от российской нефти в столь же категоричной форме. Замглавы МИД Польши Мартин Пшидач заявил, что немедленный отказ от углеводородов из РФ невозможен.
Конечно, в этой стране все равно планируют заменить российскую нефть, газ и уголь, по крайней мере, на словах. Однако делать это будут не спеша, чтобы избежать шокового скачка цен. На данный момент информации о том, что на Гданьском НПЗ тоже будут полностью отказываться от российской нефти уже в ближайшее время, нет.
Политолог, эксперт по Польше Станислав Стремидловский в беседе с Baltnews напомнил, что об отказе от сотрудничества с "Роснефтью" и переходе к другим поставщикам в PKN Orlen говорят уже давно. Правда, сейчас заявления стали более жесткими.
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий мало того, что сообщил о готовности Варшавы полностью отказаться от российских углеводородов, так еще и требует сейчас принятия такого же решения от Евросоюза.
"Вот только неизвестно, насколько это реально в техническом плане. Ранее в Orlen говорили, что переориентируют поставки и будут закупать нефть у Саудовской Аравии. Однако сегодня несколько другая ситуация. Эр-Рияд действует в альянсе с Москвой. Саудовская Аравия не только не пошла на наращивание добычи по требованию [президента США] Джо Байдена. Эта страна как по экономическим, так и по политическим вопросам стоит на стороне России", – отметил Стремидловский.
"Где Orlen будет брать нефть? США заявляют, что наращивают добычу, но фактически углеводородов больше не становится. Запуск новых скважин на территории Соединенных Штатов только компенсирует те объемы по добыче, которые сильно "просели" из-за нехватки инвестиций в последние 2 года. Скорее всего, Польша может заключать контракты с саудитами, но это ей обойдется дороже, чем закупки у РФ, ведь такую нефть придется перебивать в цене у изначальных покупателей Эр-Рияда", – заметил он.
Станислав Стремидловский предположил, что вполне может повториться ситуация, которая складывалась на протяжении всего правления партии "Право и Справедливость" (PiS), когда при активной русофобской политике наращивались поставки российской нефти и угля в Польшу.
Поэтому вполне можно допустить, что в восточноевропейской стране будут говорить о полном отказе от российских углеводородов, а вот будут ли это делать на практике – уже большой вопрос.
Расплачиваться придется Прибалтике
Отказываясь от поставок российской нефти для литовского НПЗ, польская компания, по сути, ничего не теряет. Напротив, это возможность заработать на спекуляциях, которые сегодня наблюдаются во всех странах Евросоюза.
На данный момент дефицита нефти в ЕС нет, но цены на топливо взлетели катастрофически. Отказ от российских углеводородов на Мажейкяйский НПЗ даст польской PKN Orlen еще больше простора для спекуляций. Конечно, будет удорожание производства, но в итоге все издержки переложат на потребителей, а компания сможет нарастить прибыли.
Еще раз напомним, что осенью 2021 года 70% всей нефти на литовский НПЗ поступало из России. Об этом 8 октября прошлого года заявил председатель правления Orlen Даниель Обайтек. Руководство Литвы постоянно говорило о диверсификации поставок и сокращении экономических связей с Россией.
Но фактически, товарооборот РФ и балтийской страны в 2021 году только увеличился, причем на 78,17% по сравнению с 2020 годом. Экспорт из России в Литву за прошедший год составил $4,58 млрд, увеличившись на 91,5%. Причем 46% всех поставок приходились на минеральные продукты, в которые входит нефть.
Как при полном отказе от российских углеводородов будет продолжать работать литовская НПЗ? Конечно, можно заключить договоры о поставках с Саудовской Аравией. Нефть будет обходиться дороже, в том числе и из-за логистики, но ничего невозможного в этом нет. Однако есть проблема с наличием необходимого сорта нефти.
Дело в том, НПЗ в Литве построен из расчета на использование российской тяжелой нефти Urals. Заменить ее более легкими сортами можно, но тогда общее количество углеводородов придется закупать в больших количествах (либо полностью переоснащать завод). Похожие тяжелые сорта нефти есть в Венесуэле, но эта страна тоже находится под американскими санкциями.
В итоге Orlen Lietuva придется либо закупать тяжелую нефть у перекупщиков, что приведет к удорожанию производства и больно ударит по кошельку потребителей, либо перестраивать завод. В эту схему очень удачно вписываются планы Orlen модернизировать Мажейкяйский НПЗ. Компания планирует создать глубокую переработку за €641 млн.
Однако проект пока только в планах, и реализовывать его собираются ближе к 2024 году. Пока же, судя по намерениям отказаться от российской нефти в самое ближайшее время, потребителям Литвы, Латвии и Эстонии, придется "потуже затянуть пояса".
Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов рассказал, что отказ от российской нефти будет происходить исключительно по политическим причинам, пусть и в ущерб конечным потребителям. Сегодня "черное золото" из РФ на литовский НПЗ приходит с дисконтом. Можно использовать эту возможность и покупать нефть на $25-30 дешевле, чем на мировом рынке.
"Перенастроить производственные цепочки быстро – невозможно. На это потребуется определенное время. Чтобы реализовать сценарий постепенного отказа от российской нефти, нужно будет заключать договоры с поставщиками из других стран. Я не думаю, что венесуэльская нефть будет поступать в страны Балтии, поскольку эта страна тоже под санкциями", – рассказал Громов в беседе с Baltnews.
"Саудовское сырье, может быть, получится поставлять, но на скидки рассчитывать не стоит. Эту нефть придется покупать по ценам, установленным на мировом рынке с последующим удорожанием производства. В любом случае, это вопрос не одномоментный. Требуется как минимум несколько месяцев, чтобы перенастроить логистику. Пока будет происходить этот процесс, НПЗ сохранит поставки российской нефти", – добавил он.
Таким образом, на сегодняшний день в логике принятия решений доминирует геополитика, за которую вынужден расплачиваться потребитель, заметил Громов:
"Ситуация в мире приводит к росту цен на топливо, которое будут покупать литовцы, и которое отразится на всей продуктовой цепочке в стране. Стоимость топлива – это основа инфляции, и мы должны понимать, что в странах Балтии уровень жизни будет снижаться".
Польскую компанию такие перспективы, очевидно, не пугают. Власти Варшавы могут рассуждать о том, что необходимо отказаться от углеводородов из РФ, но при этом наращивать поставки. Для стран Балтии, где единственной НПЗ, которая обеспечивает топливом весь регион, владеет иностранная компания, такая схема не подходит.
Литве, Латвии и Эстонии действительно придется жить без российской нефти, наблюдая, как меняются ценники на АЗС, а следом и на все продуктовые цепочки.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.