Энергетический кризис, который начался в Европе еще в середине 2021 года, достиг своего пика в феврале 2022 года, когда была объявлена спецоперация России на Украине.
Несмотря на цену фьючерсов на газ, которая 7 марта достигла исторического максимума в $3892 за тысячу кубометров, страны ЕС решили на две трети сократить поставки газа из России до конца 2022 года.
Конечно, стоимость "голубого топлива" уже опустилась – 1 апреля майские фьючерсы по индексу крупнейшего европейского хаба TTF достигли $1512 за тысячу кубометров. Однако эти цены все равно являются почти непосильными для ЕС.
Пытаясь найти выход из сложившейся ситуации, когда с одной стороны нужно как-то наполнять подземные хранилища газа (ПХГ), а с другой – поддерживать идеологию "изоляции" России, государства Евросоюза идут на беспрецедентные меры.
Министерство экономики Германии начало обсуждение национализации немецких дочерних компаний "Газпрома" и "Роснефти". Как сообщает издание Handelsblatt, речь идет о Gazprom Germania и Rosneft Deutschland, которые владеют несколькими крупными ПХГ в Германии.
По сути, в ФРГ собираются повторить опыт советских большевиков начала XX века, когда имущество стран, воевавших против России, отнимали, присваивая государству. Но проблема в том, что такой шаг, нарушающий все нормы международного права, все равно не поможет Германии, ведь эти хранилища нужно не только национализировать, но и чем-то наполнять, а без России это не так просто.
Шантаж ради сохранения санкций
Согласно данным немецкого издания Handelsblatt, в обсуждении национализации "дочек" российских компаний примет участие канцлер ФРГ Олаф Шольц. Поводом для подобной инициативы послужили "опасения по поводу безопасности поставок газа в Германии". Но как поможет присвоение ПХГ, принадлежащих российским компаниям, правительству ФРГ?
Согласно данным "Газпрома", компания Gazprom Germania осуществляет разработку и координацию проектов по хранению природного газа в Европе и участвует в проектах строительства и эксплуатации 10 подземных газохранилищ. Gazprom Germania совместно с Verbundnetz Gas AG (VNG) должны до 2025 года расширить мощности хранения ПХГ "Катарина" в Пайссене, чтобы в итоге достигнуть емкости в 600 млн кубометров.
Дочка "Газпрома" Gazprom Germania еще в 2013 году ввела в эксплуатацию газохранилище "Этцель", а до 2028 года должна была завершить строительство второй очереди этого ПХГ. В итоге объем такого газохранилища должен был составить около 1 млрд кубометров.
Еще одно дочернее предприятие компании Gazprom Germania – Wingas – реализует проекты ПХГ "Йемгум" и "Реден", крупнейшего в Западной Европе хранилища газа в пористых пластах. Здесь объем составляет около 4 млрд кубометров.
Но проблема для Германии состоит не только в том, кому именно принадлежат ПХГ. Эти хранилища нужно чем-то заполнять, а все они так или иначе связаны с Россией. Например, с хранилищем "Реден" в районе Хильдесхайма соединен нашумевший газопровод " Северный поток–2".
Очевидно, что закачивать американский или катарский газ в эти хранилища будет достаточно трудно. Нужно проводить как минимум модернизацию и перенастраивать логистические цепочки. Вот только "Газпрому", который, де-факто, владеет этими ПХГ, может и не понравится подобная "перестройка".
Именно поэтому, как сообщает Handelsblatt, правительство Германии хочет "предотвратить массовое нарушение энергоснабжения", ведь "дочки" российских компаний, которые могут испытать трудности из-за попыток изоляции России, имеют стратегическое значение для ФРГ.
Однако, как отметил замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев на данный момент национализация "дочек" "Газпрома" и "Роснефти" – это не более чем один из сценариев, которые прорабатывает министерство экономики Германии. Пока подобное решение только рассматривают, и это не значит, что его воплотят в жизнь.
"Цель подобной инициативы может быть в том, чтобы довести общий объем в подземных хранилищах газа до 90% к 1 ноября 2022 года. Германия подтвердила эту цель 25 марта в совместном заявлении с США. Но при этом в прошлом году "Газпром" закачал меньше газа в свои подконтрольные ПХГ на территории ЕС. Особенно мало было закачано в Австрии. В какой-то мере именно российская компания ответственна за общий низкий уровень закачки. Конечно, "Газпром" не единственный, кто отличился в прошлом году, но примерно 40% недобора в Европе приходится именно на хранилища "Газпрома", – рассказал эксперт в беседе с Baltnews.
"Если российская компания и в этом году продолжит политику низкой закачки, то Германия может пойти на беспрецедентные меры, чтобы принудить "Газпром". Но мне кажется, что до этого не дойдет. Этот вопрос можно решить и без национализации", – добавил он.
Алексей Белогорьев напомнил, что вторая страна, которая заявляла о возможной реализации похожего сценария по отношению к дочке "Газпрома", – Великобритания. Но там ситуация немного другая. Власти Британии объяснили, что многие контрагенты отказываются иметь дело с российской компанией, поэтому Лондон хочет вынужденно ввести специальный режим управления.
В ФРГ не могут отказаться от введенных санкций, но при этом понимают, что ограничительные меры против России и значительное сокращение поставок газа из этой страны сильно ударят по экономике. Идеология не позволяет поступиться русофобией даже в пользу собственных интересов. Именно поэтому приходится изобретать решения, которые выглядят как грубый шантаж и нарушают все нормы международного права.
Крупный немецкий блеф
Обсуждение национализации дочерних компаний "Газпрома" и "Роснефти" со стороны немецкого правительства может быть не только попыткой спасти свою экономику от жесткого энергодефицита, но и банальным запугиванием. В конце марта президент России Владимир Путин подписал указ о правилах покупки российского газа в рублях, а с 1 апреля импортерам из недружественных стран уже начали рассылать уведомления о переходе оплаты за "голубое топливо" по новым правилам.
Для Германии особо ничего не меняется. Страны ЕС по-прежнему будут платить в евро, но теперь эти деньги нужно будет конвертировать в рубли на Мосбирже. Казалось бы, разница в оплате несущественная. Но, видимо, принципиальная. Европа не может пойти на это из-за идеологии, и национальные правительства многих стран ЕС будут до последнего цепляться за старую систему, подавая иски в суд, шантажируя, угрожая.
Намеки на национализацию "дочек" российских компаний – это блеф, который отлично вписывается в такую стратегию. Как рассказал председатель коллегии АНО "Центр Исследований и Развития Евразийства" Юрий Самонкин в беседе с Baltnews, сейчас в Европе начался мощный энергетический кризис.
Санкции Запада должны были уничтожить российскую экономику, но вышло так, что государства ЕС и США тоже пострадали. Поставщики подняли цены на природные ресурсы и в итоге западные страны оказались зажаты "между молотом и наковальней". С одной стороны, им нужно наказать Россию, а с другой – газ по-прежнему необходимо откуда-то брать.
"Если дипломатия зайдет в тупик, то ЕС скатится в средневековое безумие, когда граждане банально не смогут заправлять свои автомобили, а транспортную логистику будет ждать коллапс. Это тревожная тенденция. "Газпром" и другие российские компании настаивают на возобновлении торговли с Европой, а также на запуске газопровода "Северный поток–2", который мог бы не только спасти экономику ЕС, но и создать отличную сырьевую базу", – отметил эксперт.
"Но Германия придерживается другой позиции, продолжая давление на "Газпром" с угрозами национализации и ультиматумами в сторону России. Также сюда добавляется истерия Запада из-за необходимости платить за газ в рублях. Именно из-за этого началось такое беспрецедентное давление на российский газовый холдинг, что стало очередной клинической глупостью чиновников Евросоюза. В итоге в Германии поймут, что у них все равно нет альтернативных источников энергии, ведь ВИЭ уже показали свою неэффективность", – заметил он.
Юрий Самонкин добавил, что если же руководство ФРГ все же решится на национализацию дочерних предприятий российских компаний, то будут приняты контрмеры со стороны России. В Москве уже научились отвечать зеркально. При этом РФ не пытается обрушить европейскую экономику, но если понадобится, то немецкие концерны, которые находятся на территории России, тоже будут национализированы в качестве ответной меры.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.