Непредсказуемость коронавируса лишает возможности делать какие-либо точные прогнозы о политических и экономических последствиях пандемии и о том, каким станет мир после того, как инфекцию остановят.
Несмотря на это, совершенно очевидно, что кризис из-за коронавируса – совершенно новое явление, которое может многому научить человечество. Болгарский политолог Иван Крастев, проанализировав все события, выделил семь ключевых факторов, которые свидетельствуют о глобальных переменах. Его статья опубликована на сайте Европейского совета по международным отношениям.
Ответственность за кризис берут в руки правительства
Население планеты в борьбе с пандемией коронавируса возлагает всю ответственность на правительства. Решения властей становятся ключевыми и подчиняют своей воле действия людей. В отличие от кризиса 2008–2009 года, когда рухнул крупнейший американский инвестиционный банк Lehman Brothers, многие эксперты считали, что недоверие людей к рынку усилит позиции правительства, как это было во времена Великой депрессии.
Тогда народ требовал вмешательства государства в рынок для стабилизации ситуации. Однако в кризис десятилетней давности этого не произошло. Теперь, в 2020 году, кризис, вызванный коронавирусом, требует иных мер, потому что центробанки ситуацию не спасут и все нити в свои руки возьмут правящие элиты.
"Люди полагаются на правительство, чтобы организовать коллективную защиту от пандемии, и они полагаются на правительство, чтобы спасти тонущую экономику. Эффективность правительств в настоящее время измеряется их способностью изменить повседневное поведение людей", – пишет автор.
Усиление национализма
Политолог подчеркивает, что в условиях пандемии коронавируса возрастает роль национальных государств внутри Евросоюза. Многие европейские государства закрывают границы и отгораживаются от соседей, все больше сосредотачиваясь на нуждах своих граждан.
В мирных условиях в странах Евросоюза никто не стал бы делить пациентов по национальному признаку. Однако в условиях пандемии коронавируса медики предпочтут спасать своих граждан, чем другой страны Евросоюза.
Об иммигрантах из других стран не идет и речи, заметил политолог.
Поэтому коронавирус усилит национализм, но не этнический. Правительства будут вынуждены возводить преграды не только между странами, чтобы сдержать распространение инфекции, но и между гражданами одного государства.
Триумфальное возвращение профессионализма
В период кризиса, вызванного распространением инфекции, а также реальной угрозы жизни и здоровью, люди начинают доверять экспертам и ученым.
"Большинство людей готовы доверять экспертам и прислушиваться к научному мнению, когда на карту поставлены их собственные жизни", – подчеркнул политолог. Уже сейчас степень доверия населения к лицам, которые разрабатывают методы борьбы с коронавирусом, очень сильно возросла.
Это еще одно разительное отличие от миграционного кризиса 2015 года. Тогда население было крайне скептически настроено ко всем экспертным оценкам и прогнозам.
Привлекательность авторитарного режима
По словам политолога, в данном вопросе есть почва для рассуждения. Но эффективность борьбы Китая с коронавирусом показала сильные стороны такого государственного строя, и это может изменить взгляды мировой общественности на явление цифрового авторитаризма.
"Можно обвинять китайских лидеров в отсутствии прозрачности, в результате чего они медленно среагировали на распространение вируса. Но эффективность их реакции и способность китайского государства контролировать перемещение и поведение людей были впечатляющими", – отметил политолог.
Во время пандемии люди постоянно сравнивают действия правительств и последствия, к которым эти действия привели. И сейчас никто не удивится, если из битвы за здоровье и безопасность граждан с победой выйдет Китай, а в проигравших останутся США.
Запугивание – отличный метод удерживать людей дома
При всех других возникающих угрозах, таких как терроризм, миграционный кризис, финансовый кризис, правительство действовало по принципу "никакой паники". Звучали призывы "сохраняйте спокойствие", "продолжайте жить", "игнорируйте риск" и "не преувеличивайте". На население это сработало, людям не нужно было менять свою жизнь, чтобы угрозы исчезли. Наоборот, необходимо было продолжать жить в том же ритме.
Пандемия коронавируса заставила поменять этот подход на полностью противоположный. Чтобы заставить людей оставаться дома и соблюдать карантин, правительства должны так запугать людей, чтобы они сами в полной степени осознали необходимость соблюдения предписаний.
Конфликт поколений
До пандемии коронавируса молодежь критиковала старшее поколение за безответственность, которая приводит к климатическим изменениям и ухудшению экологии. Теперь критики заслуживают миллениалы, которые, не желая менять свой образ жизни, поставили под угрозу жизнь и здоровье пожилых людей. В перспективе конфликт может усилиться, если пандемия не закончится в ближайшее время.
Вопрос приоритетов: люди или деньги
Коронавирус ставит правительство перед нелегким выбором: спасать население или экономику.
Политические последствия кризиса оценить сложнее. Глобализация остается под вопросом: аэропорты закрыты, люди находятся в самоизоляции. Евросоюз закроется для мигрантов, ни один европейский политик не рискнет выступить за открытые границы.
"Еще неизвестно, как именно кризис повлияет на будущее европейского проекта. Но ясно, что в целом коронавирус поставит под вопрос некоторые основные положения, на которых зиждется Евросоюз".