Разоблачение двойных стандартов уже изрядно приелось, но есть ситуации, мимо которых пройти невозможно. На днях депутат сейма из фракции "Для развития/За!" Айгарс Бикше выступил со сверхрадикальной инициативой. Цитирую его пост в Facebook:
"У меня предложение: Латвия задерживает всю хоккейную команду Беларуси и освобождает на латвийско-белорусской границе в обмен на всех политических заключенных белорусского террористического режима!".
Призыв к терроризму
Захват заложников с требованием освободить из тюрем политических единомышленников – типичная практика террористов. Можно вспомнить десятки подобных случаев, но, поскольку речь идет о спортсменах, первое, что приходит на ум, – захват организацией "Черный сентябрь" израильских олимпийцев в Мюнхене в 1972 году. Скорей всего, господин депутат не в курсе той кровавой истории, имевшей долгоиграющие последствия, иначе бы придержал язык.
Люди, сведущие в законах, считают, что есть основания для привлечения Айгара Бикше к уголовной ответственности по статье 79.6 Криминального закона Латвии: "Оправдание терроризма, призыв к терроризму и террористические угрозы". Призыв к терроризму в высказывании депутата просматривается совершенно четко.
Гораздо более четко, чем в видеороликах, которые в 2014 году разместили в интернете трое парней из Лудзы. Нацболы Вячеслав Высоцкий, Валентин Милютин и Григорий Косниковский уехали в Луганск, вступили в ряды ополчения ЛНР и записали видеообращения, в которых призвали присоединяться к защитникам Донбасса.
Полиция безопасности возбудила тогда уголовное дело именно по статье 79.6. Заодно и против меня, так как я разместил эти ролики у себя в Facebook, а также, по мнению ПБ, занимался вербовкой "террористов". Дело, кстати, до сих пор открыто: по крайней мере, никаких сообщений о его прекращении я не получал.
Обратите внимание, на тот момент (да и сегодня ситуация такая же) никто в мире, кроме Украины, не признавал республики Донбасса террористическими организациями. Такие попытки, инициированные политиками Польши и Прибалтики, были, но они провалились. Западные политики и более-менее ответственные европейские СМИ называют бойцов ДНР/ЛНР по-разному: сепаратистами, повстанцами, пророссийскими партизанами и т. п., но не террористами.
Усмотреть в видеороликах призыв к терроризму могли только наши выдающиеся "юристы в штатском". Однако против Высоцкого, Милютина и Косниковского уголовное дело есть, а против Бикше – нет. И, конечно же, не будет. Он ведь совсем "не то" имел в виду.
Реальность и фантазии
Вот что Бикше позже написал в свое оправдание:
"Тем, кто не знает принципов действия Латвийского государства, мне нужно сказать: принятие такого предложения и его реализация в Латвии совершенно невозможны. Латвия является демократической страной и уважающей международные права, где что-либо такое невозможно".
Наверняка кто-то из юристов подсказал Бикше такую уловку. Мол, с моей стороны это не было конкретное предложение, которое можно и нужно реализовать, а просто такая беспочвенная влажная фантазия... Но вот недавно Бенес Айо получил от латвийского суда два с половиной года лишения свободы за то, что когда-то публично пофантазировал на тему ликвидации латвийской государственности.
Между тем, у Айо действительно никаких реальных возможностей ликвидировать государство не было тогда и нет сейчас. Его публичные высказывания – риторика и только. Тогда как Бикше – депутат парламента от партии, которая входит в правительственную коалицию, и у него, в отличие от "черного Ленина", есть реальные рычаги для того, чтобы превратить сказанное в реальность.
Что позволено Юпитеру...
В этом же контексте уместно вспомнить и уголовные дела против Максима Коптелова и Дениса Бартецкого. Первый предложил путем интернет-голосования присоединить Латвию к России, предварительно оговорив, что это шутка. Второй один в один скопировал предложение Коптелова, только поменяв Россию на США.
И хотя абсолютно очевидно, что шансы авторов на практическое осуществление их предложений равны нулю, оба получили в суде обвинительные приговоры.
Кто-то должен контролировать свои устные и письменные высказывания, как сапер, двигающийся по минному полю – не дай бог уклонишься на сантиметр от безопасного маршрута. А кто-то может позволить себе роскошь обзывать русских "вошью, пробравшейся в латвийскую шубу", публично мечтать о депортации из Латвии инородцев, призывать брать в заложники спортсменов соседнего государства… Служба государственной безопасности их не потревожит. Они ведь свои, а мы – чужие. Если это не двойные стандарты, то что?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.