Гапоненко: референдум о русском языке в Латвии не был напрасным

© Sputnik

Тема: Русские Латвии

Несмотря на то, что результат референдума за придание русскому языку статуса государственного был предсказуемым, он показал, насколько вопрос важен для Латвии, отметил правозащитник Александр Гапоненко.

Десять лет назад, 18 февраля 2012 года, в Латвии произошло событие, которое во многом до сих пор определяет политическую жизнь страны – в республике прошел референдум за придание русскому языку статуса второго государственного языка.

Явка на референдуме была довольно высокой, свой голос отдали 71% граждан Латвии, то есть свыше 1,1 млн человек. Это показывает, насколько этот вопрос является актуальным для большинства населения страны.

Однако есть нюанс – в Латвии есть категория неграждан, которые не имеют права голоса. В стране их более 205 тысяч человек, или почти 11% населения. Для подавляющего большинства неграждан родной язык – русский.

Результат, что было ожидаемым, оказался не в пользу русского языка. Более того, референдум побудил власти принять преамбулу к Конституции. В ней указано, что латышский язык является единственным государственным и что латвийское государство создано, чтобы "гарантировать существование и развитие латышской нации, ее языка и культуры". Данная преамбула существенно усложняет юридическую защиту прав нацменьшинств.

Тем не менее правозащитник Александр Гапоненко, один из известнейших людей русской общины Латвии, по случаю 10-летия со дня проведения референдума назвал его позитивным событием для русских Латвии и истории страны.

"Референдум 2012 года был яркой демонстрацией желания русских сохранить свою идентичность с помощью демократических инструментов, гарантированных конституцией страны", – написал Гапоненко в Facebook.

"Абсолютно все русское правоспособное население вышло на голосование и сказало "да" своему праву на существование как самостоятельного этноса, – отметил Гапоненко. – Русских граждан совершенно однозначно поддержали те, кто был насильственно лишен гражданства за два десятка лет до этого – неграждане. В сумме за повышение юридического статуса своего языка высказалось две пятых русского населения страны".

Русская община не могла победить на референдуме, поскольку численно она составляла меньшинство населения, признает правозащитник, добавляя, что, несмотря на это, русские "одержали полную моральную победу над властями, которые строили общество расовой дискриминации".

"На референдуме мы продемонстрировали чувство национального достоинства и приверженность принципам демократии, высокую организованность и сознательность. Мы смогли на десятилетие отодвинуть начало ассимиляции наших детей в системе образования", – пояснил он.

Правящая элита не приняла во внимание голос русскоязычных жителей Латвии, констатировал правозащитник:

"Они пошли по пути сворачивания демократии, свободы мысли и свободы слова. Организаторы референдума подверглись уголовному преследованию: были брошены в тюрьму, лишены работы, просто ограблены".

И все же референдум за русский язык навсегда вошел в историю русской нации, заключил Гапоненко. 

Свою оценку прошедшему референдуму дал руководитель общественных организаций "Русская община Латвии" и "Союз граждан и неграждан" Владимир Соколов. Он отметил, что власти проигнорировали мнение и интересы значительной доли населения.

"Референдум 2012 года юридически корректно зафиксировал, что для 25% от проголосовавших русский язык является ценностью (273 тысяч граждан Латвии, а учитывая, что процесс натурализации прошли только 140 тысяч, таким образом половина – это потомственные граждане Латвии). Их мнение полностью проигнорировано и интерпретировано как "вражеское", – написал Соколов в Facebook.