Народы – порознь. Идея гражданской нации в Латвии не укрепилась

Флаги Латвии и России
sputnik

Тема: Русские Латвии

Лидер партии "Согласие" считает, что нельзя заставить не использовать русский язык в Латвии, так же, как любить другое государство.

Любить Латвию означает любить и уважать также другие традиции и культуры, обитающие в латвийском пространстве, людей всех национальностей, для кого Латвия является домом. Такие слова приводятся в "Манифесте доброй воли", который 13 февраля 2012 года подписали занимавший тогда пост президента Латвии Андрис Берзиньш, отдельные политики, деятели культуры, священник. Документ был создан с целью сплочения общества.

Лидер партии "Согласие" Янис Урбанович сделал заявление, согласно которому слова из этого документа не соответствуют действительности. Оно опубликовано на странице партии в Facebook.

"Вместо взаимного уважения за эти десять лет этически приемлемыми стали публичные высказывания высших должностных лиц "о русских вшах в шубе Латвии", о необходимости ассимилировать русских детей. Людей, родившихся здесь в третьем или четвертом поколении, по-прежнему называют "оккупантами", – подчеркнул Урбанович.

Он напомнил, что русский язык остается родным для каждого третьего жителя Латвии. "Нельзя заставить не использовать его, так же, как нельзя заставить любить государство, которое всячески старается подчеркнуть то, что человек для него является чужим", – добавил политик.

Урбанович считает, что статус русского языка как государственного лучше новых статей в Конституции обеспечил бы взаимное уважение, диалог и понимание.

Дополним, что 15 февраля 1922 года латвийское Учредительное собрание приняло Конституцию (Сатверсме) независимой Латвии. Baltnews поинтересовался у бывшего министра иностранных дел Латвии Яниса Юрканса, соответствует ли латвийская Конституция сегодняшним реалиям, или же республике необходима новая редакция документа.

По его словам, "чтобы написать новую конституцию, нужна новая политическая ситуация в Латвии, новые политические настроения. Мы все еще живем в старых понятиях, мы все еще живем с мыслью, что Россия – наш враг, русские, которые живут в Латвии, – оккупанты. Нет национального единства".

Ранее европарламентарий и бывший мэр Риги Нил Ушаков раскритиковал позицию латвийского президента о том, что русский язык стоит "убрать" в качестве второго иностранного в школах. Он задал риторические вопросы: "Скажите, у нас в Латвии патриотом можно стать только в том случае, если целью своей жизни ставить борьбу с русским языком? А попробовать стать патриотом за счет хороших дел для своей страны никто не пытался?".

Ушаков считает, что Латвия борется не за себя, а против местных русских людей. По его мнению, основной принцип латвийских правящих политиков за последние 30 лет – борьба против чего-то, а не за что-то.

В Латвии проживают около 1,9 млн человек. Около 40% из них составляет русскоязычное население. Единственным государственным языком в стране является латышский, а русский и остальные считаются иностранными.

Правозащитники на общенациональном референдуме, который состоялся 18 февраля 2012 года, попытались добиться предоставления русскому языку статуса второго государственного в Латвии, но большинство граждан не поддержали эту инициативу.

Президент Латвии Эгилс Левитс назвал это событие "конституционным потрясением".

Ссылки по теме