Одним из условия сделки Германии и США по "Северному потоку–2" было продление российско-украинского контракта на транзит газа. Действующее соглашение между российским "Газпромом" и украинским "Нафтогазом" было заключено в 2019 году. Срок действия контракта истекает в 2024 году, после чего Украина рискует остаться страной-транзитером без транзита.
Для защиты интересов Украины, Германия обязалась помочь добиться продления контракта на транзит российского газа еще на десять лет после 2024 года. Реакция российского МИД на эти условия договора не заставила себя ждать. Замминистра иностранных дел России Александр Грушко назвал условие продления договора. Оно простое – будет спрос, будет предложение.
"По оценкам ведущих мировых агентств, потребность в газе будет только увеличиваться. На самом деле именно этим должны руководствоваться конечные потребители. Поскольку транзит – это не первичный, а вторичный элемент в газовых отношениях. Будет спрос, будет и транзит", – цитирует его РИА Новости.
В свою очередь, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что решение по продлению контракта на транзит газа должно приниматься на основании экономической рентабельности.
"Президент Путин неоднократно говорил о готовности России обсуждать продление договора о транзите газа через Украину и после 2024 года. Это вопрос исключительно экономической целесообразности и рентабельности", – указал Песков.
Не остался в стороне и российский поставщик "Газпром". Компания готова продолжить транзит газа через Украину после 2024 года исходя из экономической целесообразности и состояния ГТС, заявил председатель совета директоров компании Алексей Миллер.
Если потребность в газе возрастет, российская сторона может увеличить поставки, добавил он.
Украина не верит. Сразу после объявления США и Германией условий сделки, глава правления "Нафтогаза" Юрий Витренко заявил, что Россия прекратит транзит газа через украинскую территорию после 2024 года. Он также обвинил Россию в том, что она "использует газ в качестве геополитического оружия против Украины и всего региона". Такие заявления давно не новость. Украинские политики их делают десятками. Парадокс в том, что они имеют мало общего с реальностью. Россия не раз на это указывала.
Ранее директор департамента экономического сотрудничества российского Министерства иностранных дел Дмитрий Биричевский четко обозначил все обозримые перспективы украинского транзита. Он указал, что после окончания срока действия контракта начнутся новые переговоры, если украинская и российская стороны останутся заинтересованными в сотрудничестве.
"У нас нет задачи приостановить поставку газа через Украину. Россия никогда не использовала энергетику и свои природные ресурсы как элемент давления или шантажа", – сказал он и добавил, что при условии заинтересованности украинской и российской сторон в новых договоренностях и реальной потребности в российском газе в Европе этот газ будет надежно и предсказуемо идти потребителям.